Умение чётко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи – своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов.
Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведёт деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги.
Поэтому возросший интерес к проблемам речевого общения в настоящее время обусловлен потребностью каждого человека реализовать свои возможности в профессиональной сфере. Речь в данном случае можно считать одной из составных частей подготовки специалиста. Умение грамотно, в соответствии с нормами культуры речи вести беседу – как в сфере делового общения, так и в быту – является показателем общей культуры человека.
Само слово «культура» (от лат. – cultura) буквально значит «возделывание», «обрабатывание». Это то, что «обработано», «возделано» и передано нам по наследству нашими предшественниками. Это то, что «обрабатывается» и «возделывается», шлифуется нами, чтобы передать следующим поколениям.
История возникновения и переосмысления понятия «культура речи» неотделима от культуры и истории общества. В обобщённом виде историю учения о культуре речи можно охарактеризовать следующим образом: учение о культуре речи зародилось ещё в Древней Греции в рамках риторики как учение о достоинствах и недостатках речи. В риторических трактатах давались предписания, какой должна быть речь и чего нужно избегать. В этих трудах содержались рекомендации по соблюдению правильности, чистоты, ясности, точности и логичности, уместности, доступности, выразительности речи, а также советы по поводу того, как этого добиться.
Ещё в XVIII в России учение о речевой культуре оригинально осмыслил на материале отечественной словесности М.В. Ломоносов. Он «…рассматривал язык как средство общения, постоянно подчёркивал, что он необходим людям для «согласного общих дел течения, которое соединением разных мыслей управляется», т.е. необходим для совместной деятельности, её организации».
Однако, как специальная языковедческая дисциплина культура речи появилась недавно. В её становление внесли вклад отечественные лингвисты XIX – XX веков: В.В. Виноградов, Б.Н. Головин, С.И. Ожегов, В.И. Чернышёв, Л.В. Щерба и другие. В центре внимания этих учёных были проблемы классификации языковых фактов, вопросы литературной нормы. При этом они стремились к популяризации грамотности, пропагандировали любовь и бережное отношение к родной русской речи.
Наиболее развёрнутым пособием по культуре речи в начале XX века была книга В.И. Чернышёва «Правильность и чистота русской речи» 1991 года. Но само понятие «культура речи» и близкое к ней понятие «культура языка» возникают лишь в 1920-е годы в связи с появлением новой советской интеллигенции и с общей послереволюционной установкой на то, чтобы «массы» овладевали рабоче-крестьянской культурой», важной частью которой была борьба за «чистоту русского языка». В 1930-е выходит книга под названием «Культура языка», написанная Г.О.Винокуром. Прочно в языкознание термин «культура речи» и связанное с ней понятие норма литературного языка входят уже после войны: в 1948 выходит книга Е. С. Истриной «Нормы русского литературного языка и культура речи», а в 1952 году создаётся сектор культуры речи Института русского языка АН СССР, который возглавляет С.И.Ожегов. Под его редакцией с 1955 по 1968 выходят непериодические сборники «Вопросы культуры речи».
В 70-80-х годах XX века опубликованы труды К. С. Горбачевича «Изменение норм русского литературного языка», «Вариантность слова и языковая норма», в которых автор стремился показать, как складываются нормы литературного языка, пытался отыскать причину их колебаний и определить общее направление в развитии русского литературного языка. Так, в классическом пособии Горбачевича «Нормы современного русского литературного языка» автор даёт классификацию современных норм русского литературного языка (орфоэпических, словоупотребительных, морфологических, синтаксических); уделяет особое внимание так называемым отступлениям, объясняет их природу, выясняет закономерности в их развитии. Данный анализ иллюстрируется примерами из современной речи и практикой нормативной лексикографии. Это одно из небольшого количества существующих пособий, предназначенных именно, с нашей точки зрения, в первую очередь школьным учителям в работе по формированию устойчивого навыка соблюдения речевых (лексических) норм обучающимися, а также объяснит многие сложные случаи трактовки лексических ошибок и недочётов, встречающихся в школьной практике.
Прочие статьи:
Методические приёмы использования средств
Технические средства статической проекции можно использовать практически на всех этапах урока: при проверке домашнего задания, актуализации опорных знаний, мотивации учебной деятельности, изложении и усвоении нового материала, обобщении и систематизации изучаемого материала. Содержание экранных пос ...
Организация работы по обучению детей младшего дошкольного возраста принятию
роли в игре
Исходя из полученных данных нами была намечена работа по проведению формирующего этапа исследования, цель которого: подобрать и провести серию различных занятий, игр и упражнений для обучения принятию роли детей младшего дошкольного возраста принятию роли в игре. Определив уровень умения детей млад ...
Клиническая типология дошкольников с общим недоразвитием речи
Этиология общего недоразвития речи может быть различна и соответственно этому будет различна структура аномальных проявлений. Нередко причиной общего недоразвития речи является слабость акустико-гностических процессов. В этих случаях при сохранном слухе наблюдается пониженная способность к восприят ...