Модернизация профессионального образования является официально признанной стратегией государственной политики Российской Федерации. Ключевой момент модернизации образования – введение в учебный процесс актуальных инноваций, цель которых – улучшение качества профессионального образования. Одним из общероссийских инновационных подходов в области профессионального образования в настоящее время является интеграция образовательных учреждений НПО и СПО. Это потребовало от каждого конкретного образовательного учреждения осуществления инноваций, в частности, пересмотра организационной структуры объединённых образовательных учреждений ,через создание образовательно-информационного ресурсного центра на основе социального партнерства, позволяющего реализовать связь между различными траекториями профессионального образования: ускоренная профессиональная подготовка, НПО третьей квалификационной ступени, НПО четвертой квалификационной ступени, СПО, повышение квалификации. Освоение любой квалификационной ступени должно гарантировать выпускнику трудоустройство, а высокотехнологичным производствам швейной отрасли и предприятиям сервиса - обеспечение квалифицированными рабочими и специалистами в соответствии с Государственными стандартами и изменяющимися условиями рынка труда.
Что конкретно дала интеграция ступеней?
Основные моменты:
расширение спектра образовательных услуг, обеспечивающих доступность и вариативность профессионального образования;
модернизацию, на основе модульной технологии, учебных программ и образовательного процесса, обеспечивающих гибкость системы подготовки квалифицированных кадров;
рост заинтересованности социальных партнёров- работодателей в разработке, оценке и реализации Программ развития;
увеличение удельного веса тех образовательных технологий, которые в большей мере способствуют формированию профессиональных компетенций обучающихся;
создание системы стимулирования студенческого творчества, высокий уровень развитости которого является одним из гарантов адаптации выпускников на рынке труда;
возможность выбора обучающимся траектории профессионального образования различного уровня в стенах одного и того же образовательного учреждения, что, в определённой мере способствует, комфортности их образовательного процесса;
создание оптимальной системы финансово-экономических механизмов ресурсного обеспечения образовательной деятельности;
социальную защищённость педагогического коллектива при переходе на нормативное подушевое финансирование.
Чтобы перечисленное выше стало возможным, педагогическому коллективу, в статусе ресурсного центра, пришлось пересмотреть свои функции.
Перечень традиционных функций дополнился новыми: исследование, анализ, координация.
Организующим началом в области исследования, анализа проблем профессионального образования и координации их решения стала Студия-лаборатория методики профессионального образования, являющаяся структурным подразделением нашего ресурсного центра и которая работает уже четвёртый год. Именно на её базе возникают идеи инноваций, которые затем реализуются в два этапа:
первый - внутрикорпоративное повышение квалификации в области возникших проблем профессионального образования;
второй - деятельность временных творческих коллективов по разработке содержания и технологий инноваций.
Вот некоторые из реализованных инновационных подходов деятельности нашего ресурсного центра:
1. Расширение спектра востребованных профессий и специальностей.
2. Модернизация профессионально-ориентационной работы. 3. Обновление содержания образования и независимая оценка качества процесса и результатов профессионального образования.
Исходя из результатов анализа рынка труда, учитывая факт появления широкого ассортимента новых материалов, применяемых в швейном производстве, приобретенное, в рамках реализации национального проекта «Образование», новое высокотехнологичное оборудование, с учетом запросов работодателей и их участием, было определено новое содержание образования для всех профессий и специальностей, участвующих в инновационной образовательной программе. Наши социальные партнёры (работодатели) стали постоянными экспертами не только итоговых аттестаций выпускников, но и открытых уроков наших педагогов, что позволило в корне исключить «внешнюю красивость» уроков, обратив самое серьёзное внимание на технологизацию дидактического процесса.
Прочие статьи:
Практические аспекты воспитания и обучения одаренных детей
Дополнительное образование детей – составная часть непрерывного образования и естественный партнер общеобразовательной школы, других учреждений, ведомств. При этом дополнительное образование детей становится не только средством развития личности, ее социальной адаптации. Дополнительное образование ...
Сущность технологии проблемного обучения
Технология проблемного обучения не нова, она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школах. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 году в Чикаго опытную школу, в ко ...
Методические рекомендации воспитателям по развитию мышления
детей старшего дошкольного возраста
1. При работе по повышению уровня развития мышления детей воспитатель детского сада должен знать, что такое мышление и каковы его особенности на данном возрастном этапе. Мышление - вид интеллектуальной деятельности, процесс решения задач, связанный с открытием человеком нового знания для себя. Для ...