Установление и соблюдение норм помогают литературному языку сохранить свою целостность и общепонятность, защищают его от диалектизмов, социальной, профессиональной и просторечной лексики. Это позволяет литературному языку выполнить свою основную функцию – культурную.
Литературная норма обязательна для устной и письменной речи. Соблюдение норм является признаком речевой культуры личности и общества в целом. Этим и обусловлена значимость деятельности учителя по формированию у учащихся устойчивого навыка соблюдения литературных (в нашем случае – лексических) норм русского языка.
В 5-6 классах основной общеобразовательной школы начинается изучение систематического курса русского языка, который включает также изучение речевой культуры, поэтому уже с 5 класса учитель просто обязан не только проводить систематическую работу по усвоению норм литературного языка, в том числе и лексических, в целом, но и включать, по возможности, в уроки по каждой теме специальные упражнения, направленные на отработку и закрепление навыка нормативного лексического словоупотребления, поскольку соблюдение именно лексических норм – важнейшее условие точности речи, ее правильности, а значит, условие успешной коммуникации.
Таким образом, история развития учения о литературных нормах, восходящая ещё к древним векам, говорит об актуальности этой темы на всём протяжении изучения языка. Поэтому особая значимость деятельности школьного учителя по формированию у учащихся устойчивого навыка соблюдения литературных (особенно лексических) норм русского языка очень высока и в настоящее время. Только тогда, когда каждый школьный учитель сам в полной мере осознает значимость данной работы в процессе преподавания русского языка в школе, - только тогда он сможет донести это понимание и до своих учащихся. А значит, деятельность учителя по формированию устойчивых навыков употребления норм литературного языка должна проводиться постоянно.
Прочие статьи:
Специфика внешкольной социально-педагогической работы по месту жительства
Ребенок, как и взрослый, входит в общество не через один, а одновременно через несколько институтов – семья, класс, клуб, кружок, спортивные секции в школе и во внешкольных учреждениях, которые имеют свои особенности в процессе социализации личности. Специфика внешкольной сферы воспитания, непосред ...
Интерес к физической культуре как фактор повышения активности учащихся на
уроке физической культуры
Интерес – это осознанное избирательное положительное отношение к чему-либо, побуждающее человека проявлять активность для познания интересующего его объекта. Интерес характеризуется широтой, глубиной, устойчивостью, мотивированностью, действительностью. Интересы учащихся к уроку физической культуры ...
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме
познавательной деятельности учащихся при теме дипломной работы
“Социально-экономическое положение Ингушетии XVII -
первой полов
Анализ психолого-педагогической литературы мы проводим по проблемам познавательной деятельности учащихся, вопросам обучаемости и уровням познавательных возможностей учащихся. Перечень литературы не выдержан хронологически; он скорее подчиняется концепции рассмотрения выше перечисленных проблем в ме ...