Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, то есть даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам и одним из направлений является овладение нормами русского языка. В связи с этим, учебники по русскому языку должны включать в свое содержание большое количество упражнений на отработку и запоминание литературных норм, и предупреждение различного рода ошибок, связанных с их несоблюдением.
Нами были проанализированы учебно-методические комплексы (УМК) по русскому языку для 5-6 классов под редакцией М.Т. Баранова и С. И. Львовой с точки зрения представленности в них материала для работы над лексическими нормами
Учебник под редакцией М.Т. Баранова для 5-го класса включает следующие разделы: «Язык – важнейшее средство общения», «Повторение изученного в начальных классах», «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи», «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи», «Лексика. Культура речи», «Морфемика. Орфография. Культура речи», «Морфология. Орфография. Культура речи» (имя существительное, имя прилагательное, глагол), «Повторение и систематизация изученного».
В 6-ом классе изучаются следующие разделы: «Русский язык – один из развитых языков мира», «Повторение пройденного в 5 классе», «Лексика. Фразеология. Культура речи», «Словообразование. Орфография. Культура речи», «Морфология. Орфография. Культура речи» (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол), «Повторение и систематизация пройденного в 6 классе».
Из содержания этих учебников мы видим, что изучение вопросов культуры речи включается в каждый из разделов курса русского языка для 5-6 класса основной общеобразовательной школы по данному УМК. Но какая часть материала, данного в этих учебниках, отводится овладению именно лексическими нормами языка? Это мы и попытались выяснить.
В учебниках под редакцией М.Т. Баранова для 5-го и 6-го класса предлагаются в значительном количестве упражнения по подбору синонимов к словам, устаревшим словосочетаниям, фразеологизмам или подбору антонимов. С этими типами упражнений очень тесно связаны задания по составлению словосочетаний и предложений самими учащимися с новыми для них словами, с синонимами, антонимами, омонимами, фразеологизмами. При этом составители данных учебников предлагают учащимся такие слова, которые имеют не одно, а несколько значений, слова-паронимы, слова, которые могут употребляться в переносном значении. В этом случае ученик должен составить такие предложения, чтобы из контекста было понятно, о чем именно идет речь и в каком из значений в данном случае выступает то или иное многозначное слово. Встречается большое количество упражнений, направленных на владение разного рода словарями, необходимых также и для обогащения и расширения словарного запаса учащихся. Ученику предлагается, например, обращение к толковым словарям для уточнения лексического значения того или иного слова.
Но данные типы упражнений употребляются в основном при изучении раздела «Лексика. Культура речи». При изучении последующих разделов подобные задания встречаются редко, их объём невелик. Определение нормы (в том числе и лексической) в учебниках отсутствует. С нашей точки зрения, по возможности учитель должен систематически объяснять учащимся, что может привести к непониманию тех или иных слов в том или ином случае, неправильному словоупотреблению и т.п.
Трудности для учителя создает также то обстоятельство, что упражнения на предупреждение лексических ошибок, на исправление их в тексте в данном УМК практически отсутствуют, поэтому учителю самому приходится подбирать или составлять такие упражнения, которые помогут учащимся в работе по устранению собственных лексических ошибок в сочинениях, изложениях, а также в устной речи.
Таким образом, несмотря на то что в учебниках для 5-6 классов под редакцией М.Т. Баранова представлены упражнения и задания, которые можно использовать при работе по формированию у учащихся устойчивого навыка соблюдения лексических норм, а также при работе по предотвращению и коррекции такого рода ошибок, он больше направлен всё-таки на работу по освоению орфографических и пунктуационных норм. Также следует отметить, что, помимо небольшого объёма таких упражнений, и представленные в учебнике задания, по нашему мнению, в большей степени не содержат сложных, спорных случаев, привлекающих внимание учащихся и позволяющих их заинтересовать тем или иным материалом.
Мы также проанализировали учебники 5-6 классов из УМК под редакцией С.И. Львовой. С нашей точки зрения, этот УМК предоставляет учителю больше возможностей для работы по формированию навыка соблюдения учащимися лексических норм. Учебники построены так, что каждый урок русского языка в определённой степени направлен на развитие речевой культуры школьников.
Прочие статьи:
Экономическая эффективность применения интерактивных методов обучения
Как мы уже упоминали, эффективность – это сложная экономическая категория. В ней отражается одна из важнейших сторон функционирования общественного производства – результативность. Мы выделили как экономическую так и социальную эффективность. И тот и другой вид эффективности определяется набором оп ...
Цели и содержание нравственного воспитания учащихся младшего школьного
возраста
Нравственное воспитание – это составная часть единого процесса общественного воспитания. Необходимость регулирования обществом поведения людей включает две взаимосвязанные задачи: во-первых, выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общ ...
Методы выявления популярных и непопулярных дошкольников
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношении становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников - в группе детско ...