Учебник под редакцией С.И. Львовой для 5 класса состоит из следующих разделов: «Словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», в последний из которых входит изучение таких частей речи, как имя существительное, имя прилагательное и глагол. Завершением курса является «Повторение изученного в 5-м классе»
В 6 классе изучается только раздел «Морфология»: глагол, деепричастие, причастие, имя числительное и местоимение; в конце года происходит повторение изученного в 6-ом классе.
Особенностью учебников под редакцией С.И. Львовой является то, что при изучении каждой части речи учащиеся узнают не только значение, морфологические признаки, словообразование и синтаксическую роль, но и правильное (нормативное) употребление этой части речи: существительного, прилагательного, глагола, причастия, деепричастия, числительного и местоимения. Учащиеся отрабатывают наиболее трудные литературные нормы, с нарушением которых часто связаны их ошибки, такие как орфоэпические, грамматические и, конечно, лексические.
Для обучающихся по данным учебникам авторы вводят понятие нормы и культуры речи. Это даёт учащимся возможность самостоятельно подумать над вопросом: «Соответствует ли их речь нормам современного русского литературного языка?». Перед тем, как работать над упражнениями, направленными на формирование навыка соблюдения лексических норм, учащиеся 5-6 классов отвечают на следующие вопросы: «Что изучает раздел культура речи?», «Какие литературные нормы существуют?», «Какие вы знаете лингвистические словари, в которых содержится информация об этих литературных нормах?»; выполняют практические задания, такие как: «Приведите примеры, иллюстрирующие разные языковые нормы» и т.п.
При изучении каждой части речи составители учебника предлагают выполнить различные задания и упражнения на отработку лексических норм: найти в толковом словаре слова, объяснить их значение и употребление; найти недочёты в употреблении однокоренных слов, устранить речевые ошибки, заменив одно из родственных слов синонимом; найти в тексте лексические ошибки, допущенные учениками и исправить их; составить словосочетания или предложения с данными словами, учитывая их лексическое значение, пользуясь толковым словариком.
Часто для выявления степени усвоения лексических норм используется сочинение-миниатюра или изложение-миниатюра, в которых, например, нужно правильно употребить данные в задании слова. В сочинении учащиеся пытаются выразить свои мысли, свою точку зрения по заданной теме и сделать это правильно, следуя нормам языка. Изложение текста также способствует практическому применению лексических норм. Углублённая работа над текстом, предшествующая изложению направлена на предупреждение речевых ошибок, которые учащиеся могут допустить.
Кроме того, при овладении лексическими нормами учебники под редакцией С.И. Львовой дают возможность работать с различными иллюстрациями. Например, ученикам предлагается по рисункам определить различия в значении слов и с каждым словом составить предложение. Это делает работу на уроке интереснее и нагляднее. Некоторые задания имеют тесную связь с другими разделами науки о языке, так отрабатывая на практике употребление паронимов, ученики одновременно тренируются и в словообразовании. Одно из таких упражнений, например, – привести примеры слов (паронимов), соответствующих морфемным моделям, и объяснить различия в их лексических значениях.
Очень часто речь учащихся, как устная, так и письменная грешит лексической избыточностью: это и повторение однокоренных слов, и употребление слов, дублирующих часть значения друг друга и т.п. Поэтому работа по предупреждению плеоназмов и тавтологии в речи учащихся должна продумываться особенно тщательно. Составители УМК под редакцией С.И. Львовой учли и это обстоятельство. В значительном количестве представлены в учебниках данного автора задания, например, такого характера: найти и устранить повторяющиеся слова в работах школьников, переписать в исправленном виде.
Большое внимание уделено в УМК под редакцией С.И. Львовой работе с нормативным употреблением фразеологических оборотов не только при изучении лексики, но и при изучении других тем курса русского языка в 5-6 классах. Даются задания на замену слов или словосочетаний фразеологизмами, на нахождение их в тексте и объяснение их значения, а также на определение того, какой фразеологизм обыгрывается на рисунке, в какой речевой ситуации он будет уместен и т.д.
Более того, нужно отметить, что в учебники данного автора включены и упражнения для работы над стилистическими нормами русского языка. Так, в учебники включены упражнения, связанные с неоправданным употреблением стилистически окрашенной лексики. Авторы этих учебников предлагают различные вопросы для учащихся, например: прочитать предложения и определить, в какой речи, книжной или разговорной, они чаще употребляются; найти слова, которые часто используются в просторечии и отсутствует в речи правильной, литературной. Пример такого задания: «Выпишите омонимы, объясните их лексическое значение. В разговорной или книжной речи используются эти слова. Проверьте ответ по толковому словарику».
Прочие статьи:
Психологическая характеристика периода взрослости
Впервые задачу, связанную с изучением периода взрослости, поставил в 1928 г. Н.А. Рыбников, который предложил называть этот раздел возрастной психологии «акмеологией» (от греч. «акме», что означает — апогей развития, точка его наивысшего роста, расцвета) — наукой о периоде расцвета всех жизненных с ...
Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса
успешной адаптации детей к условиям к дошкольному образовательному учреждению
Цель: спроектировать психолого-педагогическую работу для оптимизации процесса адаптации детей МДОУ “ЦРР – детский сад № 221” 1-ой мл.гр. к условиям дошкольного образовательного учреждения. Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная рабо ...
Методы педагогического воздействия в системе коррекционной работы по
развитию речевой моторики у старших дошкольников
Педагогическое воздействие осуществляется разнообразными методами: словесными, наглядными и практическими. К словесным методам относятся рассказ и беседа. Рассказ представляет собой форму обучения, при которой изложение носит описательный характер. Обычно его используют для того, чтобы у ребенка по ...