2. Очень типично для рассматриваемого возрастного периода, грациозность и локомоторная подвижность соединяются у детей в то же время с очень низким уровнем общительской ловкости. Эта «грациозная неуклюжесть», столь характерна для них, объясняется тем, что ловкость, представляющая собой своего рода двигательную маневренность, находчивость, способность к быстрому комбинированию адекватных двигательных формул, нуждается в высоком функциональном развитии кортикальных уровней (С2 и Δ). Именно незрелость этих координационных систем ведет к тому, что дети 3-7-летнего возраста сравнительно так плохо перепрыгивают через препятствия, мечут в цель, царят по деревьям и т.п. Все это происходит позже, с наступлением отрочества.
Следующий период развития моторики охватывает время примерно от 7 до 10 лет. К этому времени начинает постепенно наполняться рабочими фонами верхний, пирамидный, подуровень пространства (С2). В двигательные средства ребенка постепенно входят два новых слагающих – сила и точность.
Это кладет свой отпечаток и на игры ребенка и на его труд, в который к этому времени его начинают постепенно втягивать. Не имея никакого понятия о теории движений, которая и в научной мысли развивается только в последние годы, жизненная практика давно и очень чутко уловила тот возраст, с которого уже есть смысл приучать ребенка к каким-то трудовым навыкам. Это как раз возраст перехода в работоспособное состояние пирамидной двигательной системы (ngc) ребенка. Хотя ребенок в эти годы еще не способен к длительной усидчивости и сосредотачиванию внимания, все же у него начинают уже налаживаться мелкие и точные движения и ему есть чем занять себя и сидя за столом. Почерк его, в самом начале обучения состоявший из букв в грецкий орех величиною, начинает делаться мельче и ровнее, нажимы пера не выводят более линий, толстых и как макароны. У мальчиков усовершенствуются метательные и ударные движения и развивается ловкость броска. Само собой понятно, что в этом младшем школьном возрасте следует начинать обучение и тренировку ребенка именно навыкам верхнего подуровня пространства (С2): только что упомянутым ударным и метательным движениям, требующим меткости, точным движениям в пространственном поле.
За 10-11 годами наступает возрастной период большой и сложной ломки, охватывающий все стороны жизни растущего организма. Это возраст, непосредственно предшествующий половому созреванию, и период самого созревания, вплоть до его завершения в основном, т.е. до 14-15 лет. Его нелегко охарактеризовать. С одной стороны, уровни построения настойчиво продолжают обогащаться и наполняться навыками и фонами. Уровень действий, который все первое десятилетие жизни должен был прибавляться содержимым самой первой группы классификации – действиями без фонов, начинает получать в свое распоряжение первые «высшие автоматизмы» - основы навыков всякого рода. В это время можно и нужно обучать ребенка ручному труду. В этом возрасте в нем легко пробудить вкус к действованию, охоту мастерить, и если уловить его направленность и интересы, то можно многого достигнуть.
Прочие статьи:
Определение творческой деятельности
Большинство исследований свидетельствуют о высокой образовательной и воспитательной эффективности технического творчества учащихся, о значительных возможностях обеспечения на его основе широких связей научно-технических знаний с материально-практической деятельностью, подчеркиваются преимущества вн ...
Характеристика основ политехнического образования
Проблема политехнического образования не нова для отечественной педагогики. Она разрабатывалась Н.К. Крупской, П.П. Блонским, М.М. Пистраком, А.Г. Калашниковым, Н.К. Гончаровым, С.М. Шабаловым и др. В последние десятилетия проведены исследования, посвященные теоретико-методологическим аспектам поли ...
Особенности развития детей младшего школьного возраста с задержкой
психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клинич ...