Р.Кеттелл к первичным психомоторным способностям тоже относит только координированность и ловкость рук.
К.Паулик причислил к психомоторным качествам кроме координации и ловкости рук и пальцев также тремор, теппинг, скорость реакции, прицеливание. Несмотря на такое расширение психомоторных показателей, речь у этого автора по-прежнему идет лишь о психомоторных качествах (способностях).
Между тем, в психомоторике человека имеется и другая существенная составляющая – умения (навыки). Недаром англоязычные психологи используют в этом случае 2 термина: ability и capacity. Первый означает умение выполнять действия или то, что может быть сделано человеком на данном уровне обученности и развития. Второй термин означает максимальные возможности человека в отношении какой-либо функции, ограниченные его врожденной конституцией и измеряемые тем пределом, до которого может быть развита эта функция. Речь, следовательно, в этом случае идет о двигательных способностях, качествах.
Таким образом, психомоторная сфера человека состоит из двух крупных блоков: двигательных умений и двигательных качеств (способностей). При подобном подходе самоконтроль и самоуправление двигательными действиями не отождествляются с психомоторными способностями, т.е. качественными и количественными характеристиками двигательных действий, такими как сила, быстрота, выносливость, координированность.
Особенности психомоторной активности и ее влияние на интеллектуальное развитие ребенка
Субъективное восприятие объективного мира осуществляется через двигательную активность, в которой организм не просто взаимодействует со средой, а активно воздействует на нее. Именно с этой точки зрения Н.Р.Бернштейн провел анализ психофизиологических механизмов произвольных движений, выделив центральные уровни их построения.
Теория П.К.Анохина с позиций системного подхода развивает научные представления И.П.Павлова о высших регуляторных процессах, осуществляемых функциональными системами мозга.
Различные аспекты психомоторных действия нашли свое отражение в исследованиях отечественных ученых А.В.Запорожца, А.Ц.Гуни, К.К.Платонова, А.Р.Лурия, Е.И.Бойко, А.С.Батуева.
Под психомоторной активностью подразумеваются центральные регуляторные механизмы двигательных действий, их индивидуальные и личностные особенности, обеспечивающие в совокупности целостное движение.
К 2-летнему возрасту происходит дозревание всех двигательных отделов мозга и их проводящих нервных путей, дальше начинается уже длительная работа прилаживания друг к другу всех уровней построения и развертывания заложенных в них возможностей.
Развитие двигательной области, так называемой моторики, у ребенка идет не по плавной, восходящей линии. В нем наблюдаются нередко то остановки, то, наоборот, быстрые скачки вверх, то даже иногда как будто отступления назад. Особенно ярко это проступает в возрасте, непосредственно предшествующем половому созреванию. В это время подростки делаются неуклюжими, мешковатыми, неповоротливыми, за все задевают, все роняют, бьют посуду и протирают обувь.
В конце второго и на протяжении всего третьего года жизни ребенка все еще длится окончательное дозревание высших двигательных систем. Именно в этом периоде у ребенка начинает расти и количество и степень успешности действий из уровня Δ (теменно-премоторный уровень действий). Рассматриваемый возраст – это время, когда ребенок окончательно перестает быть высшей обезьяной и впервые осваивает такие действия, которые недоступны обезьяне. Из области предметных действий ребенок научается кое-чему из самообслуживания, успешно играет с игрушками, сооружает кирпичики и песочные пироги, начинает что-то изображать карандашом. В этом же возрасте и именно на перечисленных действиях начинает обнаруживаться и неравноценность между обеими ручками ребенка, т.е. будет ли он правшой или левшой. Тогда же оформляется и связанная речь из целых правильно построенных небольших фраз, а не только разрозненных слов, как было до этого возраста.
Следующий за этим период, от 3 до 7 лет – период преимущественно количественного усиливания и налаживания всех уровней, какие имеются у ребенка. Анатомически все они к 3-му году готовы и теперь начинают заполняться содержанием. Для этого возраста характерны следующие 2 явления.
1. Неутомимый во всевозможных локомоциях ребенок сейчас же устает и проявляет поползновение к бегству, если его загрузить какой бы то ни было деятельностью, требующей точности движений или преодолевания сопротивления. Самая неутомимость его, проявляющихся играх, по замечанию М.О.Гуревича, в значительной степени иллюзорна, так как там ему не приходится выполнять продуктивных рабочих движений. Вся его двигательная активность свободна, непринужденна, начинается и оканчивается в меру его психофизиологических потребностей; видимо, этой непринужденностью в немалой мере обусловливается и изящество его движений. Неусидчивость ребенка объясняется незначительным количеством навыков и умений, чтобы такая загрузка могла надолго заинтересовать и содержательно занять его.
Прочие статьи:
Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Проблема творчества имеет долгую и спорную историю. Во все времена она являлась объектом пристального внимания мыслителей и ученых (философов, психологов, педагогов). Понятие «творчество» восходит к трудам Платона и Аристотеля. В философском понимании (Бердяев Н.А., Юнг К., Овчинников В.Ф. и др.) ф ...
Мифы Древней Греции. КВН в 6 классе
Цели: активизировать учащихся, побудить к чтению, проверить знания, развить творческие способности; работать над развитием речи (умение давать чёткий, логически поставленный ответ; умение толковать устойчивые выражения, взятые из мифов). Оборудование: выставка репродукций на мифологические темы, вы ...
Значение развития мелкой моторики для формирования речи детей младшего
дошкольного возраста
В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками, причём зависимость эта очень сложная: развитие центральной нервной системы позволяет ребёнку соотнести то, что он видит и слышит, с направлением и траекторией движения, которые он осуществляет, а со ...