Экспериментальное исследование особенностей развития мелкой моторики младших дошкольников с нарушением речи

Статьи об образовании » Особенности развития мелкой моторики у детей младшего возраста с нарушением речи » Экспериментальное исследование особенностей развития мелкой моторики младших дошкольников с нарушением речи

Страница 1

Цель – выявить уровень развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели нам нужно было посмотреть, действительно ли у младших дошкольников с речевыми нарушениями имеются нарушения мелкой моторики.

Организация и подготовка к исследовательской работе заключалась в следующем:

постановка задач экспериментального исследования;

выбор необходимых методик для диагностики личностных особенностей дошкольников;

определение группы младших дошкольников, участвующих в экспериментальном исследовании;

подготовка необходимого инструментария для проведения диагностического исследования.

Экспериментальной базой для проведения исследования послужил детский сад № 185 «Юбилейный» г. Барнаула. Выборка случайная, в нее вошли 15 детей в возрасте 3-х лет с нормальным речевым развитием и с определенными нарушениями речи (отсутствие фразовой речи, ограничение словарного запаса, трудности речевого подражания, аграмматизмы).

Эксперимент проводился в дневное время, в спокойной, непринужденной обстановке.

В ходе эксперимента использовались следующие методы:

1) Обследование начиналось с беседы, которая была направлена на установление эмоционального контакта с ребенком, на создание у него правильного отношения к предлагаемой работе. Цель - выявить качественные особенности и показатели общительности (коммуникативности) детей по следующим параметрам:

-позитивное отношение к взрослому;

-расширение темы беседы;

-осознание (тем) содержательного общения с близкими (взрослыми).

Также посредством включенного наблюдения фиксировались преобладающий эмоциональный фон ребенка и реакция ребенка в ходе эксперимента.

2) Определение ведущей руки

3) Динамическая организация движений пальцев:

- Перебор пальцев. Предлагается поочередное прикосновение большого пальца ко 2, 3, 4, 5 пальцам, которое производится одновременно двумя руками, сначала медленно, затем в более быстром темпе (действие осуществляется по образцу).

4) Рисование круга, креста, квадрата, человечка.

На основе принципа качественного анализа экспериментальных данных, разработанных Л.С. Выготским, «учет экспериментальных данных строится не на самом факте выполнения или невыполнении ребенком определенных заданий, а на основании анализа его деятельности в процессе решения задания. Оценивается и отношение испытуемого к эксперименту, и те способы действий, которые он выбирает, и характер его ошибок, и восприимчивость к помощи».

Критерии оценок:

- высокий уровень сформированности графических навыков и движений пальцев (навык освоен прочно)

А) правильно держит карандаш, правильно осуществляет перебор в нужном темпе

Б) умеет хорошо владеть карандашом при различных видах рисования, хорошо владеет движениями при различной смене пальцев

В) удерживает направление движения, сохраняет темп от медленного к быстрому

- средний уровень сформированности графических навыков (навык на стадии формирования)

А) правильно держит карандаш, правильно осуществляет перебор в нужном темпе

Б) хорошо владеет карандашом в отдельных видах рисования, хорошо владеет движениями при отдельной смене пальцев

В) при показе может правильно удержать направления движения, сохраняет темп от медленного к быстрому, но на это требуется определенное время

- низкий уровень сформированности графического навыка (навык не сформирован)

А) неправильно держит карандаш, неправильно осуществляет перебор пальцами

Б) плохо владеет карандашом при различных видах рисования, плохо владеет движениями при отдельной смене пальцев

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Пути активизации познавательной активности дошкольников
Познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности ребенка, авторы, исследовавшие эту проблему, выделяют: - общение (Д.Б.Годовикова, Т.М.Землянухина, М.И. Лисина, Т.А.Се ...

Описание диагностической программы
Исследования развития логического мышления проводилось на базе специальной школы для детей с нарушенным слухом № 69. В исследовании принимали участие ученики 4 класса в количестве 15 человек (учащиеся 10-11 лет из них 9 девочек и 6 мальчиков). Диагностическая программа, целью которой было определен ...

Чтение – рассматривание как основной метод работы с книгой
На этот вопрос ответила специальная исследовательская работа, проведенная коллективом ученых под руководством Н.Н. Светловской. Было доказано, что общение ребенка с книгой имеет свои закономерности и работе с книгой нужно целенаправленно учить. Цель внеклассного чтения ученый обозначила следующим о ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru