Цель – выявить уровень развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели нам нужно было посмотреть, действительно ли у младших дошкольников с речевыми нарушениями имеются нарушения мелкой моторики.
Организация и подготовка к исследовательской работе заключалась в следующем:
постановка задач экспериментального исследования;
выбор необходимых методик для диагностики личностных особенностей дошкольников;
определение группы младших дошкольников, участвующих в экспериментальном исследовании;
подготовка необходимого инструментария для проведения диагностического исследования.
Экспериментальной базой для проведения исследования послужил детский сад № 185 «Юбилейный» г. Барнаула. Выборка случайная, в нее вошли 15 детей в возрасте 3-х лет с нормальным речевым развитием и с определенными нарушениями речи (отсутствие фразовой речи, ограничение словарного запаса, трудности речевого подражания, аграмматизмы).
Эксперимент проводился в дневное время, в спокойной, непринужденной обстановке.
В ходе эксперимента использовались следующие методы:
1) Обследование начиналось с беседы, которая была направлена на установление эмоционального контакта с ребенком, на создание у него правильного отношения к предлагаемой работе. Цель - выявить качественные особенности и показатели общительности (коммуникативности) детей по следующим параметрам:
-позитивное отношение к взрослому;
-расширение темы беседы;
-осознание (тем) содержательного общения с близкими (взрослыми).
Также посредством включенного наблюдения фиксировались преобладающий эмоциональный фон ребенка и реакция ребенка в ходе эксперимента.
2) Определение ведущей руки
3) Динамическая организация движений пальцев:
- Перебор пальцев. Предлагается поочередное прикосновение большого пальца ко 2, 3, 4, 5 пальцам, которое производится одновременно двумя руками, сначала медленно, затем в более быстром темпе (действие осуществляется по образцу).
4) Рисование круга, креста, квадрата, человечка.
На основе принципа качественного анализа экспериментальных данных, разработанных Л.С. Выготским, «учет экспериментальных данных строится не на самом факте выполнения или невыполнении ребенком определенных заданий, а на основании анализа его деятельности в процессе решения задания. Оценивается и отношение испытуемого к эксперименту, и те способы действий, которые он выбирает, и характер его ошибок, и восприимчивость к помощи».
Критерии оценок:
- высокий уровень сформированности графических навыков и движений пальцев (навык освоен прочно)
А) правильно держит карандаш, правильно осуществляет перебор в нужном темпе
Б) умеет хорошо владеть карандашом при различных видах рисования, хорошо владеет движениями при различной смене пальцев
В) удерживает направление движения, сохраняет темп от медленного к быстрому
- средний уровень сформированности графических навыков (навык на стадии формирования)
А) правильно держит карандаш, правильно осуществляет перебор в нужном темпе
Б) хорошо владеет карандашом в отдельных видах рисования, хорошо владеет движениями при отдельной смене пальцев
В) при показе может правильно удержать направления движения, сохраняет темп от медленного к быстрому, но на это требуется определенное время
- низкий уровень сформированности графического навыка (навык не сформирован)
А) неправильно держит карандаш, неправильно осуществляет перебор пальцами
Б) плохо владеет карандашом при различных видах рисования, плохо владеет движениями при отдельной смене пальцев
Прочие статьи:
Методы выявления популярных и непопулярных дошкольников
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношении становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников - в группе детско ...
Взаимоотношения учителя и ученика в процессе обучения и воспитания
В.А. Сухомлинский считал, что в процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения учителя и ученика. Поэтому они должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными. Именно исходя из подобных установок в школе Сухомлинского стали практиковаться совместные походы, сочинения и чте ...
Сказочные задачи
Среди занимательных задач особое место занимают сказочные задачи, т.е. задачи со сказочными образами, сказочными сюжетами. Казалось бы, сказка и математика - понятия не совместимые, однако сказочная форма позволяет ввести необычные, увлекательные ситуации в математические задачи. Именно такое соеди ...