Проблемы развития моторики (движений) ребенка издавна привлекали исследователей, так как это необходимо для осуществления любой деятельности. Как показывают исследования, движения составляют основу формирования представлений о форме, величине, пространстве и т.д.
Учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Изучая деятельность детского мозга, психику детей вообще, ученые отмечают большое стимулирующее значение функции руки, и заключают, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от кончиков пальцев. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Анализ нейрофизиологических механизмов речи основывается на принципе динамической системной локализации функций, который впервые был сформулирован И.П. Павловым и получил свое дальнейшее развитие в исследованиях Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина, А.Р. Лурии.
На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то речевое развитие ребенка, напротив, задерживается. (М.М. Кольцова, Л.В. Фомина, В.М. Бехтерев, Намикоси Токудзиро.)
Касаясь функции речи, А.А. Ухтомский (1966) указывал, что нормальная речь человека - очень сложный процесс и представляет собой результат работы многих пространственно разграниченных образований мозга. В функциональной структуре этого центрального механизма особое значение имеет согласованная работа всех компонентов системы. Одним из наиболее существенных образований, обеспечивающих целостную интегративную деятельность мозга, может рассматриваться двигательный анализатор (Н.И. Красногорский, 1951, 1957; И.М. Сеченов, 1952 и др.) структурные и функциональные особенности которого заключаются в том, что он «имеет чрезвычайно богатые связи решительно со всеми отделами центральной нервной системы и принимает участие в их деятельности».
А.В. Запорожец подчеркивает, что ознакомление с формой, величиной и другими пространственными свойствами предметов оказывается невозможным без движения руки и глаза, в известной последовательности обследующих различные участки предмета.
В исследованиях В.П. Зинченко и А.Г. Рузской обнаружилось, что правильность узнавания фигуры находится в тесной зависимости от соответствия особенностям фигуры движений, которые производит рука или глаз ребенка в процессе предшествующего ознакомления с ней.
Для развития моторики человека большое значение имеет созревание нервно-мышечного аппарата и усвоение исторически сложившегося опыта предшествующих поколений. Освоение движений ребенком осуществляется под влиянием воспитателя. Особенно важно это влияние при овладении действиями с предметами и орудиями.
Первые три года жизни занимают особое место в развитии личности. Это период огромных достижений в области развития речи и представлений, а также социального, эмоционального и моторного развития ребенка.
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное — значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное — значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.
Общение ребенка с окружающими взрослыми (и старшими детьми) очень важно – при этом малыш получает материал для подражания. Связь функции кисти рук и речи оказывается настолько тесной и значимой. Что тренировку пальцев рук считается возможным рассматривать как мощный физиологический стимул развития речи детей. Ребенок инстинктивно старается использовать этот фактор – он тянется ко всем предметам, пытается манипулировать ими.
Адекватно организованное раннее обучение и воспитание оказывает долгосрочное положительное влияние на последующее продвижение детей, успешность и благополучие жизнедеятельности индивида.
Развитие тонкой моторики в дальнейшем является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.
Естественно, что этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной речи детей.
Нарушения речи у детей дошкольного возраста встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Это является причиной неподготовленности детей к обучению грамоте и в дальнейшем может отразиться на успеваемости по общеобразовательным предметам.
Объект – процесс развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Предмет – особенности развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Цель – изучить особенности развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Гипотеза: мы предполагаем, что уровень речевого развития находится в прямой зависимости от особенностей развития мелкой моторики, которая станет значительно эффективнее, если:
- развитие будет осуществляться в ведущей деятельности детей младшего дошкольного возраста;
- будет непосредственно связано с системой специально построенного общения ребенка со взрослым и сверстниками, а также при целенаправленной совместной деятельности и системы развивающего образования;
- будет осуществлен подбор целесообразных методов, форм и средств по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
Установить психолого-педагогические условия и закономерности становления и развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Выявить связь между особенностями речевого развития и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению особенностей развития мелко моторики детей младшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Методологической основой курсовой работы явились психолого-педагогические исследования Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, А.Валлона, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, позволившие определить принципиальные положения, лежащие в основе связи мышления и речи. А также работы М.М. Кольцовой, М.С. Рузиной, Л.В. Фомина, В.М. Бехтерева о связи движений пальцев рук с речевым развитием.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по вопросу речевого развития детей дошкольного возраста, методик на определение ведущей руки и динамической организации пальцев руки.
Прочие статьи:
Роль фабульных текстов при обучении чтению
По способам ориентации на коммуниканта тексты делят на прерывно-фабульные и непрерывно-фабульные. Фабула – это лежащий в основе текста материал, сюжет – то, что из этого материала и как отражено в тексте. В непрерывно-фабульных текстах развитие темы не прерывается авторскими отступлениями и минимал ...
Экологическое воспитание в процессе образования младших школьников
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Что ...
Педагогические требования к уроку
Урок как форма организации обучения, которая обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста, состава и уровня подготовки (класса), направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач, прочно занял свое место в советской шко ...