В результате на этапе формирующего эксперимента выявлены изменения в динамике средних показателей обученности младших школьников проектной деятельности.
Цель контрольного эксперимента – сравнить результаты таблиц №1 и №2.
Таблица №3
Динамика развития исследовательских умений у младших школьников на завершающем этапе эксперимента
|
Уровни |
Количество детей | |
|
Констатирующий этап |
Контрольный этап | |
|
Высокий уровень |
50% (4 ребенка) |
75% (6 детей) |
|
Средний уровень |
25% (2 ребенка) |
25% (2 ребенка) |
|
Низкий уровень |
25% (2 ребенка) |
0% (0 детей) |
|
Умения не развиты |
0% (0 детей) |
0% (0 детей) |
Таким образом, данные контрольного среза подтвердили нашу гипотезу о том, что благодаря методу проекта возможно повысить уровень исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста на уроках русского языка.
Полученные результаты позволяют утверждать, что организация работы по формированию у учащихся проектировочных умений: классифицировать, обобщать, сравнивать, высказывать суждения и делать выводы приводит к росту числа учащихся с более высоким уровнем навыков проектной деятельности. Повышение показателей уровней овладения проектной деятельностью объясняется тем, что учащиеся познакомились с основами проектной деятельности, типами проектов, этапами работы по их созданию, научились создавать компьютерные проекты. В ходе проведения эксперимента изменилось отношение учащихся к проектной деятельности, повысилась организация самой проектной деятельности.
На основе проведенного эксперимента можно сформулировать следующие методические условия реализации метода проектов на уроках русского языка:
• Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь со всяческими проявлениями конформизма и стереотипными банальными решениями.
• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.
• Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.
• В процессе работы не забывайте о воспитании школьника.
• Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
• Не делайте скоропалительных допущений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также.
• Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.
• Не следует полагаться на то, что дети уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.
• Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.
• Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно. Избегайте прямых инструкций.
• Учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки.
• Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями.
• Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.
• Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.
• Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.
• Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.
Прочие статьи:
Роль дидактических игр и лексических упражнений в обогащении, закреплении и
активизации словаря
В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции. Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира ...
Процесс обучения немецкому языку в начальной школе и его особенности
Урок является основной организационной формой обучения иностранному языку учащихся в начальной школе, наименьшей единицей процесса обучения; это законченная ограниченная во времени часть учебного процесса, в ходе которого решаются образовательные, воспитательные и развивающие задачи; это систематич ...
Дидактическая игра как метод пропедевтической работы с детьми 5-6 лет с ОНР
Дидактические игры - специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Системы Д.и. впервые разработаны для дошкольного воспитания Ф. Фребелем и М. Монтессори, для начального обучения - О. Декроли. В отечественной педагогической практике в 1940-50-е гг. Д.и. рассматривались преиму ...