Организованная опытно-поисковая работа по проверке условий эффективности освоения мира учащимися осуществлялась на базе ряда учреждений дополнительного образования г.Оренбурга ( ЦЭВД, Школа «Вдохновение», ЦВР «Подросток»), г.Новотроицка (Центр развития творчества детей и юношества (ЦРТДЮ), г.Магнитогорска («Центр детского творчества Орджоникидзевского района» (констатирующий этап - 2598 учащихся, родителей и учителей школ Южного округа г.Оренбурга, формирующий - 1460 учащихся, 170 педагогов, 25 методистов первой и высшей категории, 12 специалистов социально-психологической службы учреждений, 10 руководителей учреждений дополнительного образования.
Совокупность апробируемых в ОПР условий эффективности эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования включала: активизацию познавательной деятельности учащихся, учет социально-психологических и гендерных особенностей детей, развитие эстетического потенциала педагога.
На констатирующем этапе изучался социальный заказ детей и родителей по содержанию дополнительного образования (анкетирование 2598 школьников 6-11 классов). Результаты анкетирования показали, что учащиеся предпочитают следующие направления: досуговое – 38, 1%, хореографическое – 22,2%; театральное – 14, 3%; спортивное –18,4 %; декоративно-прикладное – 30,5%; музыкальное – 17,6%; туристско-краеведческое – 16,7%; психологическое – 10,8%; научно-исследовательское – 11,9%; техническое – 18,1%; экологическое – 14,2%; общественные молодежные организации – 20,3%. Более 73% выборов учащимися художественно-эстетической деятельности, таким образом, подтверждают приоритетность эстетической составляющей в дополнительном образовании. Это позволило сделать вывод о том, что духовно-эстетические потребности учащихся педагогами недостаточно учитываются, условий для эстетического освоения мира учащимися не создается.
Изучение социального запроса родителей и представителей образовательной сферы (учителей школ и педагогов дополнительного образования), их мнения о роли эстетически ориентированного дополнительного образования в жизни ребенка выразилось в следующем: понимают необходимость делать жизнь ярче и интересней - 59,3%, готовить ребенка к жизни во всех отношениях – 40,1 %, дополнять образованием школу - 33,7%, отрывать ребенка от уличных компаний - 33,7%, давать профессию - 30,6%, учить человечности и нравственности - 26,2%; при этом считают, что дополнительное образование не нужно - 1,8%, затруднились ответить - 2,5%.
В ходе опытно-поисковой работы выявлены наиболее эффективные практико-ориентированные формы освоения мира, интегрирующие познание, творчество и социальную практику учащихся:
- занятия в творческих объединениях, студиях, мастерских, школах, групповые и индивидуальные самопрезентации и массовые творческие дела в учреждении дополнительного образования;
- социально-творческие проекты открытого типа вне учреждения дополнительного образования в виде участия в фестивалях, праздниках, концертах, деятельности в социальных центрах, социально значимая деятельность, при осуществлении которой учащиеся принимали участие в целеполагании, моделировании, в подготовке и разработке сценария, в организации предметно-практической деятельности при поддержке педагогов дополнительного образования;
- презентация успехов участников творческого объединения в фестивалях, конкурсах, выставках эстетического характера - городского, регионального, международного уровня, которые в атмосфере близкого общения со сверстниками, коллегами по избранному делу, содержали эталоны мастерства и формировали эстетический вкус.
В ходе нашего исследования разработана и внедрена в процесс дополнительного образования технология мироосваивающей деятельности в социуме (МДС), которая представляет собой совокупность трех составляющих (социально-педагогической, полихудожественной и индивидуально-дифференцированной), имеющих специфику методической инструментовки. В частности, полихудожественность технологии основана на «азбуке наблюдения» за интонационным, цветовым, динамическим многообразием мира и человека, и содержит следующие операции:
- поиск пределов выразительности посредством сопоставлений тождеств и контрастов, нарушений норм в характере линий, мелопластики, ритма, объемов, фактуры, цветовых акцентов;
- прочувствование всех эмоциональных констант, логики их «сцепления»;
- всматривание в детали, соотношение целого и частей;
- постижение красоты наблюдаемого феномена, соотнесение значимого для многих людей эталона с личностным смыслом значения красоты;
- интерпретация своего «шлейфа восприятия» и воплощение его в акте созидания.
Апробация технологии мироосваивающей деятельности в социуме в ходе ОПР подтвердила результативность совокупности известных художественно-педагогических методов и инновационных форм: театрализацию, художественное иллюстрирование, игротехники, метод проблемной эстафеты, моделирование звуковых картин, эмоционально-образный тренинг, эвритмические методы (интонации и пластика), имаго-техники вдохновения, техника эвристической работы с сюжетом, техника полимодальных шагов построения образа, системное проведение занятий турнирного типа.
Прочие статьи:
Межличностные отношения со сверстниками как психологическое
условие развития мышления детей в старшем дошкольном возрасте
В последнее десятилетие психологические проблемы отношений дошкольников со сверстниками привлекают пристальное внимание. Основной вопрос, - роль межличностных отношений со сверстниками в жизни ребенка и его психическом развитии. Межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи меж ...
Дополнительное образование как фактор развития творческих способностей
дошкольников
Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, являются учреждения дополнительного образования детей, которые отличаются от общеобразовательных учреждений тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельност ...
Значение развития мелкой моторики для формирования речи детей младшего
дошкольного возраста
В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками, причём зависимость эта очень сложная: развитие центральной нервной системы позволяет ребёнку соотнести то, что он видит и слышит, с направлением и траекторией движения, которые он осуществляет, а со ...