Пролонгированность диагностики на различных этапах ОПР отражала положительную динамику в развитии способностей учащихся к эстетическому освоению мира, давала возможность увидеть происходящие в личности изменения и своевременно корректировать процесс дополнительного образования.
Значимым индикатором способности к эстетическому освоению мира учащимся является, как показала ОПР, эстетическая позиция личности, побуждающая видеть красивое, выделять его, иметь в качестве эталона, развиваясь во вдохновенной деятельности, организуемой в учреждении дополнительного образования, становясь устойчивым мотивом и регулятором деятельности личности.
В ходе исследования был разработан диагностический инструментарий, позволяющий выявлять основные условия и факторы, определяющие тенденции изменения эстетической позиции учащегося в соответствии с обоснованной системой критериев:
1) гностического – тесты, опросники по диапазону эстетических знаний, анализ результатов деятельности учащегося;
2) эмоционального – методика диагностики интенсивности субъективного отношения к красоте «Эстет», методика «СПО», вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП» (В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо), анкеты, наблюдения;
3) деятельностного – методика «Альтернатива» (В.А. Ясвин), решение эстетических задач, моделирование ситуаций, экспертная оценка и самооценка, методика диагностики уровня творческой активности учащихся (Е.С. Алишев, Л.А. Волович и др.), индивидуальное и групповое собеседование, тренинги.
Результаты ОПР, количественный и качественный анализ её итогов привели нас к следующим выводам: учащийся в процессе эстетически ориентированного дополнительного образования приобретает способность к эстетическому освоению мира, это любознательный, увлеченный, исследующий, всесторонне развитый, творческий человек. В результате ОПР расширился диапазон знаний и представлений учащихся о процессе эстетического освоения мира и преобразования действительности на основе красоты, гармонии и соразмерности; осуществлялось взаимодействие с социумом на основе понимания роли эстетического в жизни человека; проявлялась эмоциональная отзывчивость, удовлетворенность процессом эстетического наслаждения; демонстрировалась внешняя эмоциональная экспрессия (развитая мимика, жест, богатство интонаций голоса); активизировалась потребность в эстетических впечатлениях, чувствах, мотивах; использовалось умение учащихся строить свою деятельность по законам эстетики, применять образное моделирование и осуществлять рефлексию.
По завершению исследования результаты показали (рис.2), что количество учащихся с низким уровнем эстетического освоения мира уменьшилось с 58,6% до 20, 6 %, со средним уровнем с 28, 6% соответственно увеличилось до 36,8%, количество учащихся, обладающих высоким уровнем, возросло с 12, 8 до 42,6%.
Рис.2. Динамика уровня эстетического освоения мира учащимися.
Данные, полученные на каждом этапе исследования, обнаружили положительную тенденцию в развитии способности учащихся дополнительного образования к эстетическому освоению мира, что подтверждает правомерность обоснованной в исследовании социально-педагогической теории и реализации разработанной концепции на основе избранной методологии.
В заключении
диссертации представлены результаты и основные выводы.
Проблема эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей является актуальной в связи с наличием совокупности социально-экономических предпосылок: общественно-исторических, социокультурных, психолого-педагогических; необходимостью адекватного реагирования подрастающего человека на непредсказуемые изменения социальной ситуации. Особо важным является педагогическое обеспечение становления способности учащихся к сознательному эстетическому освоению мира на основе эстетических знаний, умений, ценностей, что актуализирует целенаправленную разработку социально-педагогической теории эстетического освоения мира с учащимися в системе дополнительного образования детей на методологическом, концептуальном, методическом и прикладном уровнях.
Эстетическое освоение мира представляет собой процесс интеграции теоретического познания и практического опыта эмоционального чувствования и неотрывного от него мышления в постижении личностью окружающей действительности; в единстве эстетического восприятия, творческой активности и преобразующей деятельности личности, на основе чувственного раскрытия в образах многосторонних отношений личности и общества, в соответствии с законами совершенства, гармонии, соразмерности действительности. В процессе дополнительного образования детей эстетическое освоение мира в деятельности творческих объединений в целях постижения личностью окружающей действительности в результате целевого педагогического сопровождения.
Прочие статьи:
Методика работы по формированию активного словаря детей старшего дошкольного
возраста
Одна из основных задач речевого развития детей дошкольного возраста формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учетом возрастных особенностей и возможностей дошкольников. Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является ...
Тестирование физического состояния
При проведении теста для определения показателей физической подготовленности исследуемых использовали велоэргометрию, с измерением ЧСС, ЧДД и АД, в начале и в конце педалирования. 1. В течение ближайших 12 часов пациентам не рекомендовалось совершать значительных физических усилий; предупреждали, ч ...
Формы и методы экологического образования дошкольников
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье. Для создания и улучшения развивающей среды в семье ...