– разработано и внедрено в педагогический процесс пособие «Из сокровищницы мирового исполнительского искусства (фортепиано)», предназначенное для студентов-пианистов 1 курса;
– разработан дидактический материал по освоению содержания дисциплины «История фортепианного исполнительства» студентами-пианистами средних специальных учебных заведений, соответствующий их возрастным особенностям, основанный на проблемных методах обучения с применением средств мультимедиа; сформирована видеотека.
Достоверность результатов и обоснованность выводов
исследования обеспечены комплексной теоретико-методологической проработкой проблемы, адекватной цели, задачам и объекту исследования, подтверждены данными опытно-поисковой работы.
Апробация результатов исследованияосуществлялась в естественных условиях учебного процесса в рамках изучения дисциплины «История фортепианного исполнительства» студентами Озёрского колледжа искусств (г. Озёрск, Челябинская область). Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на научных и научно-практических конференциях в Екатеринбурге, Челябинске, Перми, Самаре, Нижнем Новгороде, Саратове, Томске, Магнитогорске. Результаты исследования внедрены в практику учебного процесса ГОУ СПО «Озёрский колледж искусств». Отдельные компоненты методики применяются на фортепианных отделениях в ДШИ г. Железногорск (Красноярский край) и г. Карабаш (Челябинская область).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Для эффективного освоения содержания дисциплины «История фортепианного исполнительства» студентами-пианистами средних специальных учебных заведений целесообразно придерживаться следующей наиболее обобщённой периодизации, отражающей структуру названной дисциплины: клавирный период; период перехода от клавира к фортепиано; период классицистского фортепиано; период романтического фортепиано; период постромантического фортепиано.
2. Методика преподавания учебной дисциплины «История фортепианного исполнительства» у студентов-пианистов средних специальных учебных заведений состоит из трех этапов: мотивационного, развивающего и обобщающего. Для мотивационного этапа характерны: принцип единства чувственного и рационального познания, сочетание словесных и наглядных методов, приёмы анализа и сравнения интерпретаций, формы лекций и семинаров, применение аудиовизуальных средств. Развивающий этап основан: на принципе комплексности, на методе «погружения», на приёмах аналогии и ассоциации, формах бесед, диспутов, коллективных обсуждений с использованием средств мультимедиа. Обобщающий этап подразумевает принцип самостоятельности обучающихся, базируется на проблемно-поисковых методах, приёмах синтеза и обобщения, формах студенческих конференций, конкурсов научных работ и творческих презентаций.
3. Педагогическими условиями реализации данной методики последовательно выступают: опора на непосредственные художественные впечатления; формирование восприятия явлений исполнительского искусства в художественном контексте эпохи; освоение студентами принципа историзма; активные и интерактивные формы проведения занятий; возрастающий с каждым этапом уровень самостоятельности студентов.
4. Критериями освоенности студентами знаний по истории фортепианного исполнительства являются: осведомлённость о периодизации истории фортепианного исполнительства; идентификация периодов истории фортепианного исполнительства исходя из их содержания; знание о взаимосвязи периодов истории фортепианного исполнительства с особенностями соответствующей художественной эпохи; применение полученных знаний при знакомстве с новым произведением, в собственной исполнительской практике и при оценке явлений исполнительского искусства.
Прочие статьи:
Наказующая педагогика
Таким образом, общая тенденция заключается в том, что вышеуказанные методы положительного подкрепления становятся преобладающим средством стимулирования учащихся. Признание подобного факта, конечно, вызывает удовлетворение, однако за всем этим скрывается пестрая картина педагогической реальности, г ...
Задания на различение длительности звука
Они, так же как и предыдущие, строятся на основе восприятия и воспроизведения детьми звуков разной длительности, связанных с каким-либо образным действием. Например, долгие удары по бубну могут означать игровой образ — «медведь идет», короткие — «зайчики прыгают». Дети второго года жизни только слу ...
Чтение – рассматривание как основной метод работы с книгой
На этот вопрос ответила специальная исследовательская работа, проведенная коллективом ученых под руководством Н.Н. Светловской. Было доказано, что общение ребенка с книгой имеет свои закономерности и работе с книгой нужно целенаправленно учить. Цель внеклассного чтения ученый обозначила следующим о ...