3) выявить педагогические условия эффективной реализации методики преподавания истории фортепианного исполнительства у студентов-пианистов средних специальных учебных заведений;
4) разработать критерии и показатели уровней освоенности у студентов-пианистов знаний об истории фортепианного исполнительства;
5) в процессе опытно-поисковой работы проверить эффективность разработанной методики.
Методологическую основу исследования
составили: концепции, раскрывающие закономерности развития культуры и искусства (Н.А. Бердяев, Г.Ф. Гегель, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, О. Шпенглер); идеи историзма, предусматривающие изучение объекта как системы, развивающейся во времени (Дж. Вико, И.Г. Гердер, Н.Я. Данилевский, Э. Трёльч, А. Тойнби), а также положения историзма, высказанные применительно к музыкальному искусству (Т. Адорно, Б.В. Асафьев, А.Н. Серов, Б.Л. Яворский); разработки в области теории познания (В.В. Байлук, В.В. Ильин, В.А. Лекторский, Л.А. Микешина, В.С. Степин); теоретическое обоснование «метода погружения» (Р.М. Грановская, А.А. Остапенко, А.В. Хуторской, М.П. Щетинин); дидактические подходы к определению содержания образования и эффективной организации учебного процесса (Ю.Б. Бабанский, Е.В. Бережнова, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин); идеи развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков); концепции истории и теории фортепианного исполнительства (А.Д. Алексеев, Л.А. Баренбойм, О. Би, Б.Б. Бородин, Л.Е. Гаккель, Г.М. Коган, Н.П. Корыхалова, К. Мартинсен, Я.И. Мильштейн, Н.И. Мельникова, В.А. Натансон, Д.А. Рабинович, В.П. Чинаев, Г.М. Цыпин).
В ходе исследования применялись следующие методы:
–
теоретические: анализ специальной литературы по различным аспектам исследования (проблемы историзма в изучении явлений культуры, в частности, в области фортепианного исполнительства и педагогики, вопросы методологии формирования знаний); обобщение и систематизация идей по структурированию содержания учебной дисциплины «История фортепианного исполнительства»; педагогическое проектирование и моделирование;
– эмпирические: целенаправленное педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, творческие задания, опытно-поисковая работа, статистическая обработка данных.
Базой исследования
явился ГОУ СПО «Озёрский колледж искусств» (г. Озёрск, Челябинская область). Исследование проводилось с 2002 по 2010 год и состояло из трех этапов. Первый этап (2002-2004) включал в себя осмысление личного опыта преподавания учебной дисциплины «История фортепианного исполнительства», а также изучение и анализ литературных источников по различным аспектам исследования, что дало возможность обозначить объект, предмет, цель, задачи диссертации и сформулировать ее предварительную гипотезу. На втором этапе (2004-2007) были определены теоретические основы, на базе которых была разработана авторская методика преподавания истории исполнительства. С этой целью были выделены основные тематические блоки указанной дисциплины и разработаны дидактические материалы, ориентированные на оптимальное усвоение студентами ее содержания. Для проверки выдвинутой гипотезы и выявления эффективности разработанной методики последовательно проводилась опытно-поисковая работа. На третьем этапе (2007-2010) осуществлялся анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, обработка и интерпретация данных опытно-поисковой работы; формулировались выводы и происходило литературное оформление диссертации.
Научная новизна исследования
заключается в следующем:
Прочие статьи:
Характеристика основ политехнического образования
Проблема политехнического образования не нова для отечественной педагогики. Она разрабатывалась Н.К. Крупской, П.П. Блонским, М.М. Пистраком, А.Г. Калашниковым, Н.К. Гончаровым, С.М. Шабаловым и др. В последние десятилетия проведены исследования, посвященные теоретико-методологическим аспектам поли ...
Работа в специальном детском доме
С началом Великой Отечественной войны в Сталинградской области, считавшейся поначалу глубоким тылом, стали создаваться специальные детские дома. В эти особые детские учреждения по решению властей отбирались дети военнослужащих Красной армии, бойцов партизанских отрядов, а также дети-сироты, родител ...
Ритмические упражнения
Дети с большой радостью выполняют ритмические задания, связанные с несложными инструментальными произведениями. Например, одна группа выполняет ритмический рисунок на ударных инструментах, вторая – на шумовых. Часто импровизируют, добавляют что-то своё. В качестве такого музыкального репертуара исп ...