Одним из наиболее ярких представителей деятельностного подхода к выбору является Д.А. Леонтьев. Он рассматривает выбор как внутреннюю деятельность, основывающуюся на способах, приемах, орудиях, операциях, развитие которых обеспечивает возможность обучения процессу выбора. Именно это утверждение и определило предпочтение нами деятельностного подхода для нашего исследования.
Основоположник деятельностного подхода, Сергей Леонидович Рубинштейн, говоря о деятельности, пишет: "Всякое действие человека исходит из тех или иных мотивов и направляется на определенную цель; оно разрешает ту или иную задачу и выражает определенное отношение человека к окружающему… Будучи мотивом, источником деятельности, потребности являются вместе с тем и ее результатом. Деятельность, которой человек начинает заниматься, побуждаемый теми или иными потребностями, становясь привычной, сама может превратиться в потребность… Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности и проявляется… "
В деятельностном подходе выбор рассматривается следующим образом: "Выбор – сложно организованная деятельность, имеющая свою мотивацию и операциональную структуру, обладающая внутренней динамикой, чувствительная к особенностям объекта и регулируемая со стороны субъекта" (Д.А. Леонтьев, Н.В. Пилипко). Отметим, что для осуществления деятельности огромное значение имеет прошлый опыт подобной деятельности.
С точки зрения Д.А. Леонтьева выбор разворачивается как внутренняя деятельность по конструированию оснований для сравнения альтернатив и осуществления их сопоставления в процессе принятия решения. Для определения вида выбора в классификации Д.А. Леонтьева ключевым является степень сформированности альтернатив с одной стороны и критериев их сравнения – с другой. Выделяется три типа выбора:
Простой выбор – в ситуации сравнения имеющихся альтернатив по известному субъекту критерию. Критерий не обязательно четко сформулирован. Смысл выбор как правило состоит в определении оптимального пути осуществления деятельности, направленной на достижение некоторого результата. Задача субъекта в данном случае состоит в определении того, какая из альтернатив лучше всего соответствует заданному критерию.
Смысловой выбор – в ситуации, когда критерии для сравнения имеющихся альтернатив не даны изначально и субъекту и ему необходимо их сконструировать самому (выбор профессии, супруга, товара и др.). Субъект должен найти общие основания для сопоставления качественно разных альтернатив и сформулировать критерии оценки разных альтернатив, по отношению к которым альтернативы приобретают тот или иной смысл. По сути, перед субъектом в данном случае стоит задача на смысл, задача определить для себя смысл каждой из альтернатив, локализовать ее в своем жизненном мире.
Личностный, экзистенциальный – в ситуации когда речь идет о жизненно важном выборе в критических жизненных ситуациях, когда субъекту не даны ни критерии сравнения альтернатив, ни сами альтернативы. Он должен сам конструировать эти альтернативы вместе с возможными будущими, являющимися следствиями выбора той или иной из них, и на основании сравнения возможных будущих и возможностей ответственной реализации выбранной альтернативы делать свой выбор. Это выбор одного из возможных в данный момент будущих.
Отметим, что ситуация выбора профессии или специальности обычно относится к смысловому выбору. Однако позже сам Леонтьев пишет:
"В ситуации личностного выбора не только критерии не ясны, но и сам перечень альтернатив не является окончательным, полным, закрытым (например, если мы имеем дело с большим городом или регионом, то выбор профессии не сводится к выбору из 10 возможных альтернатив, этот список принципиально открыт)"
Выбор также рассматривается в теориях принятия решения.
С одной стороны, выбор выступает как компонент процесса принятия решения, с другой – в результате выбора мы должны получить решение проблемы. С этой точки зрения он включает в себя следующие компоненты:
(схема принятия решения по Бауэр)
определение цели;
идентификация альтернатив;
анализ альтернатив;
ранжирование альтернатив;
оценка самой престижной альтернативы;
выбор лучшего варианта;
пункты, добавленные Бутенко А.В., Ходосом Е.А.
оценка последствий решения;
принятие ответственности за возможные последствие;
проверка результатов и коррекция решения.
Прочие статьи:
Проведение экспериментального исследования
Экспериментальное исследование проводилось с целью изучения особенностей принятия роли детей младшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе МБДОУ № 49 города Нижнекамска с февраля по апрель 2011 года. В нем приняло участие 20 детей младшего дошкольного возраста, условно разделенные ...
Повышение уровня речевой культуры учителя как необходимое условие и важнейшее
направление успешной работы по преодолению вербальной агрессии школьников
Основными концептуальными идеями данного направления коррекционно-профилактической работы являются, на наш взгляд, следующие: 1. Речь педагога (учителя, воспитателя, родителей в роли педагогов и воспитателей) является важнейшим фактором формирования речевой личности ребенка, служит для него подража ...
Влияние педагогического стиля деятельности на характер и эффективность
педагогической импровизации
В результате анализа психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу о зависимости использования импровизации учителем на уроке от педагогического стиля деятельности. Он выделяется на основании критериев методичности – импровизационности и эмоциональности – рассудительности. Наиболее оптимал ...