История фортепианного исполнительства

Статьи об образовании » История фортепианного исполнительства

Страница 10

Для каждого из этапов были выбраны принципы, методы, приемы, формы и средства, адекватные целям и задачам этих этапов. Для мотивационного этапа, имеющего своей целью адаптацию студентов к профессиональной деятельности, наиболее целесообразными представляются: принцип единства чувственного и рационального познания, сочетание словесных и наглядных методов, приёмы анализа и сравнения интерпретаций, формы лекций и семинаров, применение аудиовизуальных средств. Для этого этапа были намечены межпредметные контакты с классом специального инструмента. Специфика развивающего этапа предполагает: принцип комплексности, осуществляемый с помощью метода «погружения», дающего возможность воспринимать явления исполнительского искусства в контексте соответствующей художественной эпохи, приёмов аналогии и ассоциации, форм бесед, диспутов, коллективных обсуждений с использованием средств мультимедиа. Межпредметные связи данного этапа представлены такими дисциплинами как «Мировая художественная культура» и «Музыкальная литература». Обобщающий этап требует опоры на принцип самостоятельности обучающихся, базируется на проблемно-поисковых методах, приёмах синтеза и обобщения, формах студенческих конференций и конкурсов научных работ, творческих презентаций, музыкально-поэтических вечеров. Поэтому межпредметные связи здесь должны осуществляться и с классом специального инструмента, и с дисциплинами теоретического цикла.

Во второй главе «Реализация методики преподавания дисциплины "История фортепианного исполнительства" у студентов-пианистов в процессе среднего профессионального образования»

устанавливаются критерии, показатели и уровни освоенности учащимися содержания данного предмета, освещается организация, ход и результаты опытно-поисковой работы, анализируются результаты её этапов, определяются педагогические условия реализации методики и приёмы организации учебного процесса, обеспечивающие взаимосвязь в формировании теоретических знаний и практических навыков как компонентов исполнительской культуры.

Исследовательская работа проводилась в течение 8 лет в процессе занятий по дисциплине «История фортепианного исполнительства». Общая численность студентов в поисковых группах составила 74 человека. Согласно программе изучение предмета проводилось в форме лекций и практических занятий (12 учебных часов на констатирующем этапе, 48 учебных часов на формирующем этапе и 12 учебных часов на контрольном этапе опытно-поисковой работы). Целью опытно-поисковой работы было нахождение оптимальной методики преподавания дисциплины, наиболее соответствующей возрастным психологическим особенностям студентов ССУЗов. Одновременно решались важные задачи профессионального роста молодых музыкантов, связанные с преодолением дисбаланса между уровнем сформированности у них практических навыков исполнительства и уровнем теоретических знаний. Сюда относятся, прежде всего, такие качества как историчность мышления и стилистическая грамотность. При отборе методов опытно-поисковой работы мы следовали рекомендациям отечественных учёных (Э.Б. Абдуллин, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, Л.В. Школяр). Основными методами стали: тестирование, письменные работы студентов по истории фортепианного исполнительства, педагогическое наблюдение с фиксированием результатов, обучающий и опросный методы, количественный анализ результатов и его последующая обработка.

Были определены следующие критерии освоенности знаний в области истории фортепианного исполнительства у студентов-пианистов колледжа: осведомлённость о периодизации истории фортепианного исполнительства; идентификация периодов истории фортепианного исполнительства исходя из их содержания; знание о взаимосвязи периодов истории фортепианного исполнительства с особенностями соответствующей художественной эпохи; применение полученных знаний в практической деятельности. Критерий осведомлённости о периодизации фортепианного исполнительства характеризуется следующими показателями: осведомлённость о названиях периодов; осведомлённость об их временных границах; осведомлённость об основных персоналиях истории исполнительства. Критерию идентификации периодов истории фортепианного исполнительства соответствуют такие показатели: историческая идентификация явлений исполнительского искусства; идентификация произведения, исходящая из трактовки инструмента; историческая идентификация основных принципов и целей обучения исполнителя. Критерий знания о взаимосвязи периодов истории фортепианного исполнительства с особенностями соответствующей художественной эпохи подразумевает следующие показатели: знания об эстетической общности исполнительства с другими видами искусства; знания о художественных направлениях в фортепианном исполнительстве; знания об индивидуальных стилях в фортепианном исполнительстве. Критерию применения знаний по истории фортепианного исполнительства в практической деятельности отвечают показатели: применение полученных знаний при знакомстве с новым произведением; их применение в исполнительской практике и их применение при оценке явлений исполнительского искусства.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Прочие статьи:

Методика руководства начальными видами музыкальной деятельности детей
Музыка — искусство, воздействующее на ребенка уже в первые месяцы его жизни. Непосредственное влияние ее на эмоциональную сферу способствует возникновению первоначальных ответных действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных музыкальных способностей. Чтобы развит ...

Психолого-педагогический аспект
11 – 15 лет – подростковый возраст. Это время приходится на VII класс, если иметь в виду одиннадцатилетнюю общеобразовательную школу. Подростковый возраст – трудный период полового созревания и психологического взросления. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взросло ...

Проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента
Для определения эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента был использован следующий диагностический материал. Задание 1. Перед каждым ребенком положили 2 листа бумаги. На одном с нарисованы в ряд кружочки, на другом изображены семена. Экспериментатор: Это болотце с коч ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru