Дизартрия
- это нарушение звукопроизношения, голосообразования и просодики, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения центральной нервной системы. Структуру дефекта при дизартрии составляет нарушение всей произносительной стороны речи и внеречевых процессов: общей и мелкой моторики, пространственных представлений, внимания, памяти, мышления и др.
Стертая дизартрия (легкая степень дизартрии, МДР - минимальные дизартрические расстройства) в логопедической практике - одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи.
Г.В. Чиркина и И.Б. Карелина отмечают, что при органических церебральных нарушениях звукопроизношения (стертой дизартрии) наблюдается недостаточная подвижность отдельных мышечных групп речевого аппарата (губ, мягкого неба, языка), общая слабость всего периферического речевого аппарата вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы. Изучая анамнез детей со стертой дизартрией, Мастюкова, Лопатина, Архипова, и др. выявляют следующие факторы: неблагоприятное течение беременности; асфиксия, низкий оценочный балл по шкале Апгар при рождении, наличие у подавляющего большинства детей в первый год жизни диагноза ПЭП - перинатальной энцефалопатии.
В младенческий период с 0 до 1 года патологическая доречевая симптоматика не выявляется в психомоторном развитии, т.к. до настоящего времени не введено в практику скрининговое обследование психомоторных функций детей. И, как следствие, не проводится психолого-педагогическое и коррекционно-логопедическое сопровождение детей младенческого возраста с ПЭП.
Изучение анамнестических данных детей раннего возраста свидетельствует о задержке локомоторных функций (моторной неловкости при ходьбе, повышенной истощаемости при выполнении отдельных движений, неумение прыгать, переступать по ступенькам лестницы, схватывать и удерживать мяч).
Отмечается позднее появление пальцевого захвата мелких предметов, длительное сохранение тенденции захватывать мелкие предметы всей кистью. В анамнезе отмечаются трудности при овладении навыками самообслуживания, нелюбовь к рисованию; многие дети в течение длительного времени не умеют держать правильно карандаш. В дальнейшем у них сохраняются стойкие трудности при формировании графомоторных навыков. Интересные данные представлены в исследовании Лопатиной Л.В., посвященном изучению психомоторики детей с МДР (минимальные дизартрические расстройства).
Н.И. Озерецким, Е.Я. Бондаревским, М.В. Серебровской были выявлены следующие особенности психомоторики детей со стертой дизартрией:
Нарушения статики проявляются в значительной трудности (а иногда и невозможности) сохранения равновесия, в треморе конечностей;
Динамическая координация движений характеризуется недостаточно согласованной деятельностью различных мышечных групп "толчкообразностью", неловкостью выполняемых движений;
При воспроизведении движений (двигательная память) наблюдается замедление их темпа или, наоборот, ускорение. Отмечаются трудности перехода от одного двигательного элемента к другому;
У ряда детей со стертой формой дизартрии отмечаются синкинезии (содружественные движения).
Исследования Лопатиной Л.В. подтверждают, что у детей со стертой дизартрией отмечаются отклонения от нормативов в психомоторике. Выявляются нарушения функции статического равновесия, динамической координации; нарушения темпа и ловкости движений; снижение двигательной памяти.
У детей со стертой дизартрией кроме нарушения звукопроизношения отмечаются нарушение голоса и его модуляций, слабость речевого дыхания, выраженные просодические нарушения. Вместе с тем в разной степени нарушаются общая моторика и тонкие дифференцированные движения рук. Выявленные моторная неловкость, недостаточная координированность движений служат причиной отставания формирования навыков самообслуживания, а несформированность тонких дифференцированных движений пальцев рук является причиной трудностей при формировании графомоторных навыков.
В исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при стертой дизартрии, отмечается, что нарушение звукопроизношения и просодики являются стойкими и во многих случаях не поддаются коррекции. Это отрицательным образом сказывается на развитии ребенка, на процессах его нервно-психического становления в дошкольном возрасте, а позднее может привести к школьной дезадаптации. Данные нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность. Установлена взаимосвязь между самим нарушением произносительной стороны и формированием фонематических и грамматических обобщений, формированием лексики, связной речи.
Прочие статьи:
Изображения
сказочных персонажей и животных
С данными изображениями можно работать так же, как с изображениями отдельных людей. Группировать их можно по разным признакам. Можно использовать признаки, указанные в предыдущей группе изображений, можно придумать новые, построенные на оппозициях: добрые – злые, привычные – непривычные, универсаль ...
Листы рабочей тетради по дисциплине «Экология»
Тема 1. Предмет, задачи и проблемы экологии как науки Учащийся должен: знать: об изменении взаимоотношений человека и природы с развитием хозяйственной деятельности; современные экологические проблемы, методы экологических исследований; уметь: определять место человека как биологического организма ...
Анализ временного государственного стандарта, школьных программ и учебныхпособий по теме: “Социально-экономическоеположение Ингушетии XVII - первой половины XVIII вв”
Анализ временного государственного стандарта выявил, что он уделяет небольшое внимание вопросам развития и истории Ингушетии. В разделе “История нового времени. Россия и мир” отмечается лишь изучение темы: “Россия - многонациональная империя. Народы России в XVII - XVIII вв.” (условия жизни, обычаи ...