Количество детей, имеющих нарушения речи, обусловленные перинатальной патологией, в том числе и стертую дизартрию, увеличивается (Журба Л.Т., Мастюкова Е.М., Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н.).
Исследования детей в массовых садах показали, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии, при этом одним из наиболее часто встречающихся речевых нарушений является стертая дизартрия.
В группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей, а в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием - до 35% детей имеют стертую дизартрию.
Словарь - один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря - один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.
Практика показывает, что дошкольники с дизартрией испытывают затруднения при овладении программными требованиями детского сада и оказываются плохо подготовленными к школе (Данилова Л.А., Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В., Симонова Н.С., Смирнова И.А., Чиркина Г. В.).
Данные, полученные в ходе анализа специальной литературы, свидетельствуют о том, что дети с дизартрией не могут спонтанно выйти на онтогенетический путь развития речи и моторных функций, свойственный нормально развивающимся детям, так как их развитие протекает на фоне нарушения деятельности центральной нервной системы. Речевое развитие детей данной категории протекает своеобразно. Дети с дизартрией поздно начинают говорить, поэтому они имеют ограниченный речевой опыт.
Грубые нарушения звукопроизношения приводят к недостаточному накоплению активного словаря и отклонениям в формировании и развитии грамматического строя речи.
Дети с нормальным речевым развитием быстро накапливают словарный запас и активно пользуются им. Дети же со стертой дизартрией при стихийном речевом развитии не достигают этого уровня. У них отмечается ограниченный словарный запас, резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, трудности актуализации словаря. Поэтому необходимо вести целенаправленное обучение речи и речевому общению. У детей со стертой дизартрией наблюдаются значительные трудности в овладении словарем даже в условиях специального обучения. Поэтому они нуждаются в дополнительном стимулировании активного словаря.
Однако опыт обучения и воспитания детей с данной речевой патологией показывает, что они обладают довольно большим потенциалом и в результате правильно организованного коррекционного воздействия могут достигнуть значительных успехов. Однако для организации эффективного коррекционного воздействия, направленного на обогащение и активизацию словаря детей со стертой формой дизартрии, необходимо проведение своевременной углубленной диагностики. В то же время, учитывая распространенность данного речевого нарушения среди детей дошкольного возраста, можно сделать вывод об актуальности обозначенной проблемы.
дизартрия словарный запас дошкольный
Изучением особенностей лексики детей со стертой формой дизартрии и созданием методик коррекционной работы занимались такие отечественные ученые как О.Н. Громова, Л.П. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.
Однако, несмотря на большую значимость вопросов развития активного словаря, на практике они оказываются недостаточно разработанными.
Таким образом, в отечественной науке явно обозначилось противоречие: с одной стороны, современные условия требуют всестороннего развития активного словаря детей, а с другой, наблюдается недостаточная теоретическая и практическая разработанность в изучении данного вопроса. Данное противоречие обусловило выбор темы нашего исследования.
Методологической основой исследования
являются труды Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, в которых раскрываются психолого-педагогические особенности и механизмы формирования словаря детей.
Основы методики развития активного словаря дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов развития словаря детей в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др.
Цель исследования -
изучение особенностей формирования активного словаря детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и выявление специфики логопедической работы по развитию активного словаря у данной категории детей.
Объект исследования
активный словарь детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
Предмет исследования
процесс развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
Гипотеза исследования:
учитывая несформированность различных компонентов речевой системы у детей со стертой дизартрией, можно предположить, что активный словарь этих детей будет иметь определенные недостатки, логопедическая коррекция которых будет способствовать преодолению данного нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа различных научных источников выявить особенности развития активного словаря у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии;
2. Составить программу обследования активного словаря у старших дошкольников;
3. Провести анализ полученных результатов;
4. Подобрать комплекс упражнений, направленных на развитие активного словаря у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии;
5. Провести контрольный срез;
6. Провести сравнительный анализ данных констатирующего и формирующего эксперимента.
Для решения поставленных задач использовались различные методы:
1. анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
2. эмпирические методы:
а) психодиагностические;
б) биографические (изучение речевых карт детей);
3. количественный и качественный анализ полученных данных;
4. интерпретационные методы;
5. метод презентации данных.
Базой исследования является муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 127 - детский сад г. Тулы.
В эксперименте участвовали 6 детей подготовительной к школе группы в возрасте 6 лет.
Прочие статьи:
Отзывы учеников о школьной форме
Я спросила ребят из нашего класса и гимназии как они относятся к нашей школьной форме. И вот что думают ученики: Петренко Алина говорит: Я считаю, что наличие единой школьной формы выделяет нас везде. Мы учимся в такой престижной школе, для одаренных детей, у нас должна быть единая форма, чтобы люд ...
Основные принципы системы развивающего обучения
учебная инициатива младший школьник задача В последнее десятилетие теоретики и практики отечественного образования все больше внимания уделяют проблемам развивающего обучения. Им посвящены научные труды, их стремятся решать с помощью различных учебников и методических пособий. Вопросы интеллектуаль ...
Содержание, формы и методы физического воспитания детей в учебное и внеурочное
время
«Обучение и воспитание учащихся проводится в процессе учебной работы, внеклассных и внешкольных занятиях и общественно-полезного труда. Основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе является урок» - говорится в Уставе средней общеобразовательной школы. Это указание в полной мере ...