Цель исследования:
выявление особенностей формирования активного словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
В исследовании приняли участие 6 детей подготовительной к школе группы в возрасте 6 лет.
Для разработки программы диагностического обследования лексической стороны речи старших дошкольников, страдающих стертыми формами дизартрии, нами были использованы в адаптированном варианте материалы, опубликованные в работах Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Л.С. Волковой.
Разработанная диагностическая программа состоит из четырех блоков, каждый из которых включает в себя несколько заданий направленных на разностороннее исследование качественных и количественных характеристик активного словаря детей старшего дошкольного возраста, страдающих стертой формой дизартрии.
Обследование проводилось в индивидуальной форме с использованием различного дидактического материала.
Описание разработанной диагностической программы представлено в таблице 1.
Таблица 1. Программа диагностики особенностей формирования активного словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии
№ п/п |
Диагностируемые параметры |
Задания |
1 |
Исследование активного словаря |
Задание 1. Определение объема активного номинативного словаря. Задание 2. Определение объема активного предикативного словаря. Задание 3. Определение объема активного атрибутивного словаря |
2 |
Исследование навыков словообразования |
Задание 1. Образование уменьшительно - ласкательных существительных. Задание 2. Образование прилагательных. а) Образование относительных прилагательных. б) Образование качественных прилагательных. в) Образование притяжательных прилагательных. Задание 3. Образование названий детенышей животных. |
3 |
Исследование семантической структуры слова |
Задание 1. Подбор синонимов к словам Задание 2. Подбор антонимов к словам |
I. Исследование активного словаря
Цель:
Определить объем активного словарного запаса.
Материал:
предметные картинки.
Задание 1. Определение объема активного номинативного словаря (подбор обобщающих слов)
Инструкция: "Назови предметы, одним словом"
Фрукты -
Овощи -
Деревья -
Цветы -
Ягоды -
Домашние животные -
Дикие животные -
Домашние птицы -
Дикие птицы -
Обувь -
Головные уборы -
Мебель -
Посуда -
Времена года -
Время суток -
Явления природы -
Транспорт -
Одежда -
Части тела человека -
Критерии оценки:
4 балла - все задания выполнены правильно.
3 балла - все задания выполнены в пределах 75%.
2 балла - все задания выполнены в пределах 50%.
1 балл - все задания выполнены в пределах 25%.
0 баллов - задания не выполнены.
Задание 2. Определение объема активного предикативного словаря
Инструкция 1: "Скажи, кто что делает?"
Лошадь -
Гусеница -
Птица -
Рыба -
Собака -
Повар -
Строитель -
Врач -
Продавец -
Солдат -
Учитель -
Инструкция 2: "Скажи, кто как подает голос?"
Голубь -
Лягушка -
Медведь -
Ворона -
Мышка -
Собака -
Курица -
Прочие статьи:
Дидактические условия осуществления мотивации учащихся
Стратегическая задача реформы казахстанского образования видится в развитии новой национальной модели, направленной на формирование творческой личности. В концепции развития образования Республики Казахстан на период до 2015 года выделяются факторы, сдерживающие развитие образования: нет компетентн ...
Педагогика XXI века: какой ей быть в России
После распада Советского союза на образование стали уделять мало внимания. Учителя и педагоги во всей стране страдали от невыплат заработной платы, школы страдали от нехватки образованных кадров и требовала механизации. Лишь в начале 21 века заново начали поднимать образование, наконец-то стали уде ...
Методы выявления популярных и непопулярных дошкольников
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношении становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников - в группе детско ...