Коррекционное развитие вербальной памяти умственно отсталых школьников

Статьи об образовании » Развитие вербальной памяти у умственно отсталых учащихся » Коррекционное развитие вербальной памяти умственно отсталых школьников

Страница 7

Анализируя методику «Отгадывание загадок хором», наблюдались следующие тенденции:

Дети быстрее угадывали слова, когда им был объяснен смысл слова, либо задавались наводящие вопросы.

Также положительно влияло на воспроизводство слова, отгадывание, то, что занятие проводилось коллективно и в игровой форме, т.к. интерес к занятию не снижался в течение всего урока.

Дети охотно отгадывали слова, т.к. при правильной отгадке, каждого ребенка хвалили в присутствии всего класса, что, несомненно, влияет на улучшение атмосферы в коллективе, и педагогического процесса в частности.

Самым важным, как показалось, является то, что при частом повторении слов (особенно тех, смысл которых ребенок запомнил) улучшается их воспроизведение.

Таким образом, можно сделать вывод, что вербальная память умственно отсталых детей, можно развивать соблюдая определенные условия при применении методик коррекционной педагогики.

И, наконец, анализируя игровую методику с помощью стишка «Колпак мой треугольный», прослеживалось улучшение воспроизводства слов, когда они были запечатлены в памяти с помощью движений. Т.е. тут можно предположить, что у детей сформировались «своеобразные якоря», которые им напоминают о том или ином слове. Также плюсом данной методики является то, что дети, воспроизводя слово, образно представляют себе как это слово «выглядит». Таким образом, прослеживается связь между вербальной и образной памятью у умственно отсталых детей.

Из результатов контрольного эксперимента следует, что замедленный темп усвоения, непрочность сохранения, неточность воспроизведения и малый объем памяти действительно являются трудно изменяемыми, “ядерными” характеристиками памяти умственно отсталых детей, так как они проявились у детей экспериментальной группы в констатирующем и в контрольном эксперименте, не претерпевая качественных изменений.

Вместе с тем, дети экспериментальной группы в 100% случаев при запоминании и воспроизведении материала стали использовать мнемический приём пиктограммы, опосредованного запоминания, смыслового соотнесения, смысловой группировки материала и классификации. Это значительно сказалось на повышении эффективности функционирования памяти: в среднем на 40% увеличился объем памяти; изменился качественный состав ошибок, которые стали носить преимущественно семантический характер; расширился спектр возможностей детей в семантической организации материала.

Результаты контрольного эксперимента показали, что вербальная память умственно отсталых школьников, хоть и с трудом, но восприимчива к коррекционному воздействию. Хотя, выбираемые детьми картинки отличаются конкретностью, устанавливаемые связи - ситуативностью, шаблонностью и максимальной приближенностью к жизненному опыту детей. Кроме того, дети используют усвоенный прием лишь тогда, когда ситуация эксперимента хотя бы отдаленно напоминает ситуацию обучающего эксперимента.

Анализ результатов контрольного эксперимента с очевидностью доказывает тот факт, что в результате коррекционно-развивающей работы мнемическая деятельность детей стала более произвольна, контролируема и регулируема, увеличилась заинтересованность детей не только результатом, но и операционно-технической стороной деятельности, что невозможно в условиях спонтанного обучения.

Нельзя недооценивать и роли индивидуального подхода как одного из методов развития умственно отсталых учащихся. Педагог должен обладать такими педагогическими качествами: чуткостью, педагогическими знаниями и умениями, иметь время и желание, чтобы индивидуальные занятия носили характер систематических встреч, постоянного общения педагога и учащегося.

Главным выводом проделанной работы является необходимость поддерживать заданный ритм, занятия родителей с детьми, учителя с детьми, учителя с родителями, контролировать и поддерживать заинтересованность родителей, и тем более детей. А также раннее начало коррекционной работы, применение адекватной программы и методов обучения, соответствующих реальному возрастному периоду и реальным возможностям аномальных детей и целям их воспитания.

Человеческая память играет огромную роль в функционировании его психики и связана со всеми психическими процессами. Человек лучше запоминает то, что он может выразить словами, а не просто воспринять на слух. Еще лучше запоминается материал, являющийся результатом осмысления.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Прочие статьи:

Методическая разработка урока с применением информационных и коммуникационных технологии
А) План – конспект урока технологии. Тема: Классификация волокон. Цели: Образовательные: ознакомить учащихся с классификацией волокон; дать сведения о процессах прядения и ткачества; ознакомить с простыми ткацкими переплетениями. Развивающие: развивать творческое мышление, навыки при работе с инстр ...

Эмпирическое исследование психологии педагогических ошибок учителей и младших школьников
Для изучения коммуникативно-педагогических ошибок были использованы методики: диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса. Данная методика была выбрана потому, что с помощью нее можно выявить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в группе, в шко ...

Цели и задачи внеучебной работы со студентами
Воспитание высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности – гражданина России, способной к высококачественной профессиональной деятельности и моральной ответственности за принимаемые инженерно-технические и другие решения Формирование у студентов нравственных, духовных и культур ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru