Любая деятельность человека, человеческая практика может быть успешной только тогда, когда она сообразуется с законами природы и общества в данной области действительности, соответствует этим законам. Практика, которая противоречит законам природы, не считается с ними, не может быть успешной.
Законы природы и общества раскрываются наукой и составляют то, что называется теорией. В соотношении практики и теории возможны различные варианты. В одних случаях практика явно опирается на уже познанные наукой и теоретически обоснованные законы, использует их в своих целях. В других случаях практика сама интуитивно нащупывает законы, которые в явном виде еще не познаны наукой. В условиях все возрастающей роли науки в человеческом обществе неизменно возрастает удельный вес первого соотношения теории и практики. При этом в настоящее время все большее признание получает тезис, что значимое влияние науки на практику обеспечивается в первую очередь разработкой крупных целостных теоретических концепций.
Обучение детей есть вид практики. Чтобы быть успешным, оно, как всякая практика, должно сообразовываться, отвечать объективным законам природы. Очевидно, что речь должна идти о законах приобретения знаний и законах психического, в частности, умственного познавательного развития. Еще Я. А. Коменский более 300 лет назад провозгласил, что обучение и воспитание должны сообразовываться с природой познания и человеческой души, с природой законов их развития.
Актуальность темы исследования проблема развития памяти давно занимает центральное место в психологии и педагогике. Вопросы развития памяти, в том числе и вербальной, всегда находились в центре внимания отечественных психологов.
Ключевой для культурно-исторической теории Л.С. Выготского является проблема развития психики. Важнейшей причиной ее актуальности в наши дни является внимание Выготского к проблемам обучения и развития детей, к формированию сознания и личности. Развитие памяти представляется Л.С. Выготским как развитие вспомогательных средств, которые вырабатывает человек в процессе своей жизни. Л.С. Выготский подчёркивал, что при изучении законов и механизмов памяти человека, необходимо учитывать различные факторы: приёмы, которые использует человек для запоминания, внешние знаки, которые создали условия социальной среды, культурное развитие человека, а также те изменения, которые вносятся существованием и употреблением известных приёмов во внутренние психологические механизмы.
А.Н. Леонтьев рассматривает генезис высшей формы памяти в ходе индивидуального развития, намечает важнейшие положения анализа памяти. Взаимодействуя с окружающей его социальной средой, человек перестраивает свое поведение, овладевая с помощью специальных стимулов, поведением других людей, он учится овладевать и своим собственным поведением. Таким образом, происходит превращение процессов прежде "интерпсихологических" в процессы "интрапсихологические". Именно в этом, по мнению А.Н. Леонтьева, заключается путь развития высших форм запоминания.
С.Л. Рубинштейн в работе "Проблемы способностей и вопросы психологической теории" пишет, что "вопрос о способностях должен быть слит с вопросом о развитии". С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что нельзя представлять процесс развития способностей как усвоение готовых продуктов деятельности. Способности понимаются им как внутренние условия развития, которые формируются в процессе взаимодействия человека с внешним миром.
Дальнейшее изучение проблемы развития памяти осуществлялось как в направлении изучения развития отдельных мнемических приемов, так и в направлении изучения физиологических механизмов памяти.
Объектом данной курсовой работы являются умственно отсталые дети коррекционных школ VIII вида.
Цель работы – изучение особенностей развития вербальной памяти у умственно отсталых учащихся.
Предмет – вербальная память умственно отсталых учащихся.
Гипотеза – эффективность коррекции и развития вербальной памяти умственно отсталых учащихся может быть достигнута на следующих условиях:
- более раннее начало коррекционной работы;
- благоприятная семейная обстановка и тесная связь специального учреждения с семьёй;
- применение адекватной программы и методов обучения, соответствующих реальному возрастному периоду и реальным возможностям аномальных детей и целям их воспитания.
- планомерная и систематическая работа по овладению мнемической деятельностью умственно отсталыми детьми;
- коррекционное развитие вербальной памяти школьников специальных коррекционных школ должно начинаться с подготовительной рассредоточенной во времени работы.
Задачи дипломной работы:
Ознакомление с соответствующей литературой по проблеме;
Проанализировать характеристику мнемической деятельности учащихся коррекционных школ VIII вида;
Подготовка опытно-экспериментальных материалов;
Провести экспериментальную проверку используемых форм и методов работы с детьми, проанализировать результаты.
Практическая значимость работы раскрывается в ее направлении на решение проблем аномального детства, в той конкретной помощи, которую результаты данного исследования могут оказать педагогу-исследователю и педагогу-практику. Практическая значимость настоящего дипломного исследования подтверждается освещенной в работе практической апробации ее результатов.
Прочие статьи:
Особенности коррекционной работы по развитию умения
употреблять сложные предложения при ОНР
С методической стороны те или иные нарушения влияют на ход формирования практических умений в употреблении сложных синтаксических конструкций; это связано в большей мере с особенностями восприятия и произносительными навыками (сравните – слабослышащего школьника и учащихся с общим недоразвитием реч ...
Этап активного и сознательного усвоения новых знаний
Активные методы обучения в сочетании с использованием мультимедиа помогают изменить роль учащегося, превращая его из пассивного слушателя в активного участника учебного процесса. Основным средством активизации обучения является самостоятельная работа школьников. Например, самостоятельно учащиеся вы ...
Выявление нарушений оптико – пространственных функций у младших школьников
с оптической дисграфией
Экспериментальное изучение проводилось с сентября по декабрь 2004 года на базе общеобразовательной школы № 4 п. Кундур с учащимися 1-2 классов. Исследование проводилось в несколько этапов, констатирующий, формирующий, контрольный в количестве 20 человек. 1 этап констатирующий, цель данного этапа: р ...