Содержание работы по развитию вербальной памяти направлено на развитие ориентировочно - познавательной деятельности, на взаимосвязь между основными компонентами ментальной деятельности: действием, словом и образом.
На занятиях по развитию вербальной памяти можно выделить следующие задачи:
I. Создание у детей предпосылок к развитию мнемической деятельности: формирование целенаправленной деятельности в процессе выполнения практического и игрового задания; знакомство детей с проблемными практическими ситуациями.
II. Формирование способов ориентировки в условиях проблемной практической задачи и алгоритма ее выполнения.
III. Формирование у детей умений выполнять предметную классификацию по образцу, слову и самостоятельно.
С целью эффективной реализации указанных задач в педагогической практике коррекционных школ VIII вида используют три способа построения объяснений педагога по выполнению задания:
Целостный, когда дается весь план работы в целом. Дети должны выслушать целиком объяснение всех последовательных действий и только после этого приступить к работе.
Диктантный способ используется в самом начале обучения. При нем словесная инструкция делится на части и неоднократно повторяется ребенку на каждом этапе его действия. Вербальная инструкция может подкрепляться невербальными компонентами речи, оказанием различных видов помощи ребенку.
Комбинированный способ объяснения включает элементы целостной и диктантной инструкции. При нем знакомая часть задания выполняется детьми по целостной инструкции, а новый этап работы - по диктантной.
С целью выяснения особенностей и путей формирования вербальной памяти у детей с нарушениями интеллекта нами была проведена экспериментальная работа. Исследование проводилось на базе специальной (коррекционной) школы №4 города Хабаровска. Школа находится по адресу г. Хабаровск, ул. Кирова, 8. Возрастной диапазон детей – 7 - 9 лет с диагнозом “олигофрения в степени дебильности”. В эксперимента было задействовано 30 учеников. Количество учеников экспериментального класса составило 15 человек, контрольного класса – 13 человек.
Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень вербальной памяти у умственно отсталых учащихся контрольного и экспериментального классов.
На первом этапе исследовался объем, скорость, точность и прочность запоминания в зависимости от характера материала и от условий, в которых осуществлялось его запоминание и припоминание.
Эксперимент проводился на материале методик: “10 слов”, “Пиктограмма”, “Воспроизведение рассказов”, “Опосредствованное запоминание”, а так же тест на определение вербального мышления Й. Ерасика.
В первую очередь была использована методика вербального мышления. Целью данной методики является определение уровня вербального мышления, умения логически мыслить и отвечать на вопросы.
Экспериментатор пользуется бланк теста на определение уровня “Вербального мышления”.
Таблица 2.1 Бланк теста на определение уровня “Вербального мышления”
Вопросы |
Правильный ответ |
Неправильный ответ |
Другие ответы |
Баллы | |
1. |
Какое животное больше: лошадь или собака? |
0 |
- 5 | ||
2. |
Утром мы завтракаем, а днем? |
0 |
- 3 | ||
3. |
Днем светло, а ночью? |
0 |
- 4 | ||
4. |
Небо голубое, а трава? |
0 |
- 4 | ||
5. |
Яблоки, груши, сливы, персики – это что? |
+ 1 |
- 1 | ||
6. |
Что такое: Москва, Калуга, Брянск, Тула, Ставрополь? |
Города +1 |
- 1 |
Станции 0 | |
7. |
Футбол, плавание, хоккей, волейбол – это… |
Спорт, физкультура +3 |
0 |
Игры, упраж. +2 | |
8. |
Маленькая корова – это теленок? Маленькая собака – это …? Маленькая лошадь? |
Щенок, жеребенок +4 |
- 1 |
Кто-то один щенок или жеребенок 0 | |
9. |
Почему у всех автомобилей тормоза? |
2 причины из следующих: тормозить с горы, на повороте, остановка в случае опасности столкновения, после окончания езды +1 |
- 1 |
Названа одна причина | |
10. |
Чем похожи друг на друга молоток и топор? |
2 общих признака +3 |
0 |
Назван один признак +2 | |
11. |
Чем различаются гвоздь и винт? |
У винта нарезка +3 |
0 |
Винт завинчивается, а гвоздь забивается, у винта гайка +2 | |
12. |
Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем? Что у них одинаково? |
На кошку (с выделением признаков подобия) 0 |
На курицу - 3 |
На кошку (без выделения признаков подобия) – 1 | |
13. |
Чем похожи друг на друга белка и кошка? |
2 признака +3 |
0 |
1 признак +2 | |
14. |
Какие ты знаешь транспортные средства? |
3 средства: наземное, водное, воздушное и т.п. +4 |
Ничего не названо или неправильно 0 |
3 наземных средства +2 | |
15. |
Чем отличается молодой человек от старого? |
3 признака +4 |
0 |
1-2 признака +2 | |
ИТОГО: |
Прочие статьи:
Применение занимательного задачного материала на уроках математики
Во второй главе представлены текстовые старинные занимательные задачи - это задачи с интересным содержанием или интересными способами решения. Элемент занимательности облегчит обучение. Данные задачи разделены по следующим разделам: задачи, которые решаются с помощью различных действий с обыкновенн ...
Структура содержания воспитательной деятельности
Содержание воспитания – одна из наиболее спорных и противоречивых проблем в педагогической теории. Гуманистическая педагогика обогащает современную теорию воспитания представлениями о том, что содержанием воспитательной деятельности педагога является изучение ребенка; создание условий его самореали ...
Плюсы и минусы школьной формы
Плюсы и минусы школьной формы: Детские психологи считают, что мода на строгие костюмы имеет свои положительные и отрицательные стороны. Форма - это знак твоей принадлежности к группе, определенному социальному статусу; В этом смысле форма помогает создавать корпоративную культуру. Отсутствие формы ...