В теоретическом анализе исследования процесса организации самостоятельной работы учащихся важно выделить сущность понятия самостоятельной работы учащихся на уроке как педагогического явления.
Самостоятельность – приобретаемое качество личности, оно формируется по мере взросления личности при наличии целого ряда условий, наиболее значительным из которых является расширение круга тех видов деятельности и тех сфер общения, где человек может обходиться без посторонней помощи, надеясь исключительно на имеющийся личный опыт.
Ребенок, переступающий порог школы, умениями самостоятельно осуществлять учебную деятельность не владеет. В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего, возможность справится с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.
О необходимости формирования самостоятельности учащихся в процессе обучения писал еще Ушинский К.Д. «Должно постоянно помнить, что передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания… дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет, учится всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач школьного обучения»
При организации самостоятельной работы предложенное учителем конкретного задания учащимся влечет за собой появление мотивационной установки. Задание играет роль комплексного внешнего раздражителя, стимулирующего аналитико-синтетическую деятельность под влиянием мотивационных возбуждений (Е.Н. Кабанова-Меллер).
Первое – анализируя содержание полученного задания, сопоставляя его с накопленным в памяти запасом знаний и предшествующем практическим опытом, учащиеся с должной глубиной осознают и обдумывают цель задания, предусматривают предстоящие действия, необходимые для его выполнения, самостоятельно намечают (программируют) те результаты, которые необходимо получить и на которые нужно ориентироваться, выполняя задание.
Второе – это осуществление намеченных практических действий. На этой ступени учащиеся выполняют полученное задание.
После этого осуществляется третье – анализ достигнутых результатов действия, их сопоставление с намеченной целью и предполагавшимися результатами, т.е. учащиеся осуществляют самоконтроль выполнения задания.
Если при этом намеченная цель и предполагавшиеся результаты самостоятельной работы совпадают с полученными результатами и полезный эффект действительно обеспечен, то возбуждение коры головного мозга затухает. Если же обнаруживается несоответствие намечавшихся и полученных результатов, то контроль над действием усиливается, поиски нужных результатов продолжается, пока цель не будет достигнута и задание не будет выполнено. Учитель подводит итоги самостоятельной работы всех учащихся.
Эта структура позволяет отчетливо видеть, что в процессе самостоятельной работы внутренние мыслительные процессы школьников связаны с практическими действиями. При выполнении практических действий усиленно проявляется чувственное познание. Оно сочетается с понятийным мышлением, поскольку задание содержит новые для учащихся представления и понятия, которыми следует овладеть. Осуществляя самоконтроль, школьники снова переходят к абстрактным аналитико-синтетическим процессам. Все эти особенности самостоятельной деятельности школьников нельзя не учитывать, определяя характер формулировок заданий (Менчинская Н.А.).
Прочие статьи:
Дифференцированное выставление отметки по физической и технической подготовленности
учащихся
При оценке физической подготовленности учитывается как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической культуре учитываются и теоретические знания, и техника выполнения д ...
Анализ
результатов анкетирования
Как показало анкетирование, большинство родителей проводят с больными детьми все свое свободное время (75% родителей). 16,6% родителей хотели бы проводить с ребенком больше времени, но не имеют такой возможности. 8,3% родителей (1 чел) доверяет воспитание ребенка няне, т.к. не может проводить с ним ...
Описание дошкольного образовательного учреждения МДОУ “ЦРР – детский сад № 221”
МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 221» общеразвивающего вида работает по программе «Радуга», осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом о некоммерческих организациях, законом РФ «Об образовании и иными правовыми актами». ...