Основой социализации детей – сирот является трудовая подготовка. В связи с этим в образовательных учреждениях трудовое обучение становится индивидуализированным. Применительно к местным условиям сельские дети приобщаются к земле, городские получают различные трудовые навыки. Расширились возможности выбора учреждения для общего и профессионального образования.
Воспитание и образование детей-сирот – актуальная социально-педагогическая проблема. Дети-сироты в силу их особого социального статуса часто подвержены негативным реакциям на общественные процессы – апатии, потребительскому отношению к жизни, асоциальному поведению, наркотизации и т.д. Многие из них не умеют жить самостоятельно, строить свою семью. Разрыв между их представлениями о жизни и реальностью проявляется в отсутствии способности ориентироваться в современной ситуации, в неумении работать, изменять свое поведение и запросы в зависимости от обстоятельств и д.р.
Выпускники школ-интернатов и детских домов испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться со взрослыми, обустроить свои быт, вести свой бюджет, отстаивать свои юридические права. К сожалению, в государственной структуре социальной защиты населения до сих пор отсутствует система организованной помощи детям-сиротам после выхода из детского дома, интерната до совершеннолетия.
В результате в некоторых регионах России почти каждый второй выпускник детского дома состоял в «группе риска», был бомжем, находился под следствием, либо совершал правонарушения, причем в основном имущественные: грабежи, разбои.
Тревожит такой факт: заболеваемость детей в интернатных учреждениях в два раза выше, чем в общеобразовательных школах. На первое место у воспитанников детских домов и интернатов выходят нервно-психические расстройства (интеллектуальная недостаточность и эмоционально-волевая незрелость).
По сравнению со школьниками из общеобразовательной школы у детей-сирот в 1-4 классах наблюдается в 5-7 раз чаще нарушения психики. Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы – причина различных отклонении в развитии детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Это осложняет их социальную адаптацию, в том числе школьную.
Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской ласки и любви. Этот фактор, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период жизни ребенка, становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в тоже время повышенной уязвимости воспитанника детского дома. У части воспитанников есть психологические проблемы противоположного плана: после эмоционального теплого семейного детства, они оказываются без родителей в государственном учреждении. Такие дети постоянно переживают состояние фрустрации и предрасположены к невротическим срывам.
Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально-педагогической запущенностью детей-сирот, поступающих в детский дом. Вместе с психологическими проявлениями почти у половины воспитанников выявляется общее психическое недоразвитие, это затрудняет реабилитационный процесс. Нельзя также не учитывать. Что, как правило, в детских домах концентрируются подростки, ставшие жертвами преступных посягательств, испытавшие унижение, психическое и физическое насилие.
Педагоги стремятся учитывать интересы, нужды и желания детей. Идет перестройка жизни интернатных учреждении по пути создания семейных детских домов, увеличены расходы на содержание воспитанников, создаются общественные объединения, помогающие детям-сиротам. В течение ряда лет успешно работает программа «Дети-сироты», на государственном уровне принято несколько важных правовых документов. Для полноценного физического, психического и социального развития детей изменен возрастной ценз проживания их в детских домах – от полутора до восемнадцати лет. Создаются условия для проживания детей, сохраняющих родственные связи, небольшими группами (по 10-12 человек), что облегчает их социальную адаптацию.
Прочие статьи:
Социальные мотивы получения образования
Мотивация получения высшего образования зависит от различных факторов (гендерных, возрастных, специализации вуза и др.). Более того, можно предположить, что эти факторы действуют не изолированно друг от друга, а взаимосвязаны. Иными словами, можно попытаться выявить различные типы мотивации получен ...
Классификация компьютерных средств обучения
ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся. В англоязычных источниках ТСО называют аудиовизуальными средствами, которые делятся на жесткие (hardware) и мягкие (software). К ...
Педагогические возможности развивающей предметно-пространственной среды в
формировании творческой активности у детей дошкольного возраста
дошкольный дизайн комната игровой Окружающая ребенка среда должна обеспечивать ему физическое, умственное, эстетическое, нравственное, т.е. разностороннее развитие и воспитание. Понятие «окружающая среда» выступает в широком и узком смысле. В широком смысле – это тот социальный мир, в который прихо ...