По определению воля - это регулирующая сторона сознания, выраженная в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей.
Как указывает К.К. Платонов (1972), наиболее существенным для понимания воли является целеустремленность, могущая принимать формы психического процесса, состояния и свойства личности.
А.В. Запорожец (1967) характеризует волю как «способность человека действовать сознательно, целенаправленно». Преодоление внешних и внутренних препятствий он считает характерным признаком волевых действий. В работе «Развитие произвольных движений» он подчеркивает, что проблему воли нельзя смешивать с проблемой произвольных движений. Они хотя и связаны между собой, но имеют совершенно различное содержание. Воля проявляется не только в движениях, но и в произвольном внимании, мнемических процессах и т.д.
Запорожец связывает развитие воли и ее формирование с социальными факторами, с проблемой воспитания нравственных качеств личности.
А.В. Веденов (1957) связывает воспитание воли с формированием нравственных качеств. О воле он говорит с позиций деятельности человека. «Волевая деятельность, – пишет он, – это деятельность, в основе которой всегда лежит общественная необходимость».
Касаясь теоретического определения воли, А.Ц. Пуни опирается на известное определение И.М. Сеченова (1953): «Воля не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением, -это деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того или другого, часто наперекор даже чувству самосохранения».
Волевым усилием, с физиологической точки зрения, принято считать состояние внутреннего напряжения, направленного к сбалансированию процессов возбуждения и торможения. Разумеется, такое сбалансирование достигается механизмами второй сигнальной системы. В одном случае волевое усилие обеспечивает преодоление чрезмерного возбуждения, в другом – торможения (например, при длительной мышечной работе преодоление охранительного торможения), в третьем – преодоление столкновения этих процессов (в резко меняющихся условиях).
Волевые усилия в зависимости от характера трудностей, с преодолением которых они связаны, подразделяются на несколько групп. К первой группе относят волевые усилия при мышечных напряжениях, ко второй – при напряжении внимания, к третьей – волевые усилия, связанные с преодолением утомления и чувства усталости, к четвертой – с соблюдением режима и к пятой – с преодолением чувства страха.
Несмотря на различное толкование трудностей, большинство психологов и педагогов при исследовании вопросов волевой подготовки опираются на классификацию, в основе которой лежит разделение трудностей на объективные и субъективные. Ценность этой классификации определяется не столько простотой, ясностью, удобством, сколько возможностью дифференцированного изучения причин возникновения тех реальностей, на которые должна быть направлена воля.
Для понимания психологической структуры волевого действия, которое всегда является более или менее сложным проявлением воли, необходимо хотя бы кратко дать его характеристику.
Волевое действие, являясь по своей природе целенаправленным и сознательным, состоит из следующих звеньев: побуждение, наличие цели, средств и способов ее достижения; решение выполнить данное действие; волевое усилие; выполнение принятого решения. Выделение этих звеньев условное, поскольку волевой акт представляет собой целостное явление и выпадение или отсутствие какого-то одного звена немедленно приведет к его прекращению.
Побуждение к совершению волевого акта возникает при появлении определенной потребности. Однако для того чтобы потребность стала способной направлять и регулировать деятельность, она должна быть опредмеченной, и в этом случае будет выступать как мотив деятельности, направленной на достижение определенной цели. Цель в сознании человека выражается в представлении конечного результата действия. При ее отсутствии действие лишается своего основного признака–целенаправленности и перестает быть волевым. Но понять волевое действие можно лишь в том случае, если известна не только цель, но и мотивы, побуждающие ее добиваться. Взаимосвязь мотива и цели необыкновенно сложная. В одном случае они четко разделяются, в другом совпадают и выступают как мотив – цель.
Одной из важных особенностей процесса целеобразования является процесс осознания и выделения условий достижения целей и их конкретизации. Мало представлять, что будет достигнуто, субъект должен знать, как это будет сделано, т.е. действие должно иметь «операционный аспект», который определяется не целью, а объективными возможностями ее достижения, обусловливающими выбор средств и способов действия.
Важным звеном в структуре волевого акта является решение осознанно действовать в определенном направлении. Принятие соответствующего решения не всегда является простым делом. В ряде случаев оно сопровождается борьбой мотивов, длительным обсуждением, сомнениями, колебаниями. Чем весомее противоборствующие мотивы, тем сложнее их борьба.
Прочие статьи:
Практические аспекты воспитания и обучения одаренных детей
Дополнительное образование детей – составная часть непрерывного образования и естественный партнер общеобразовательной школы, других учреждений, ведомств. При этом дополнительное образование детей становится не только средством развития личности, ее социальной адаптации. Дополнительное образование ...
Организация учебной деятельности учащихся на уроке
В ходе урока учитель обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся, используя различные формы ее организации: фронтальную, коллективную и индивидуальную. Организация учебной работы учащихся на уроке в советской школе теснейшим образом связана с формированием и укреплением классного кол ...
Разработка творческого проекта в технике «Паласная вышивка»
Для разработки технологического проекта выбрана и проанализирована рациональная технология: составлена технологическая карта последовательности выполнения гобелена (смотреть приложение В -2), составлен рабочий рисунок. Уход за гобеленом – готовый гобелен нельзя стирать, так как изнаночная сторона п ...