Определение волевых и эмоциональных качеств человека

Страница 2

Анализ структуры и содержания волевого действия показывает, что оно находится в неразрывной связи с интеллектуальными процессами. Уже выбор цели, а тем более принятие решения, определение средств и способов достижения намеченных целей, связанное с обдумыванием различных вариантов, их взвешиванием, обсуждением, предъявляет большие требования к мышлению.

Воля, представляя собой структурно сложную сторону личности, проявляется в волевых действиях через волевые качества: целеустремленность, инициативность и самостоятельность, решительность и смелость, выдержку и самообладание, дисциплинированность. Волевые качества, становясь устойчивыми, переходят в черты характера, которые и определяют отношение человека к обществу и деятельности.

Воля непосредственно зависит от темперамента (как свойства личности), определяющего динамику ее проявления в условиях общественно-трудовой деятельности.

Волевое действие, как правило, имеет определенную эмоциональную окраску. Оно связано и в значительной мере обусловлено эмоциональным отношением человека к той или иной цели. С положительными или отрицательными эмоциями, связано и выполнение действия, достижение определенных результатов. Успешное выполнение деятельности сопровождается стеническими эмоциями, мобилизующими на преодоление еще больших трудностей. Отрицательные эмоциональные переживания и состояния в ряде случаев затрудняют выполнение соответствующих действий.

Эмоция (от лат. Emoveo – потрясаю, волную) это переживание человеком своего личного отношения к тем или иным отношениям действительности, а также субъективного состояния, возникшего в процессе взаимодействия с окружающей средой и удовлетворения своих потребностей.

Эмоциональный процесс включает три основных компонента.

Первый из них, общий для всех изменений состояния равновесия – это компонент эмоционального возбуждения, определяющий мобилизационные сдвиги в организме.

Второй компонент эмоции связан с тем, какое значение эмоциогенное событие имеет для субъекта – позитивное или негативное. Он определяет знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательная – когда оно оценивается как негативное. Функция положительного эмоционального процесса заключается в побуждении действий, поддерживающих контакт с позитивным событием, отрицательного – в побуждении действий, направленных на устранение контакта с негативным событием.

Третий компонент эмоции связан со специфическими качественными особенностями события, имеющего значение для субъекта, и соответственно может быть охарактеризован как содержание (или качество) эмоции. В зависимости от этого компонента эмоциональные реакции или вызванные эмоциями особые формы поведения приобретают специфический характер.

От того, в каких условиях зарождается эмоция, ее функции будут различны.

Эмоция может внести дезорганизацию в деятельность индивида, будет мотивировать его поведение или регулировать его действия в зависимости от ситуации. Нельзя однозначно сказать о положительном или отрицательном значении эмоций в жизни человека. Они могут оказывать и то, и другое влияние.

В сложных ситуациях эмоции человека могут протекать в форме так называемых аффектов, т.е. очень бурно, и даже выходить из-под контроля сознания, если у него не сформированы приемы саморегуляции. Эти приемы можно выработать, если человек будет знать и понимать природу возникновения своего состояния.

Страницы: 1 2 


Прочие статьи:

Тематический принцип создания банка изображений
Одним из возможных путей собирания и систематизации изображений для занятий по ИЯ является тематический принцип: все изображения собираются в одной тематической папке, по возможности пронумеровываются, составляется их перечень, который наклеивается на оборотную сторону папки. Приведем пример возмож ...

Методика обучения чтению
Каждый век придумывает свои методы обучения чтению. Затем забывает их, чтобы спустя несколько десятилетий "переоткрыть" и восхититься заново. В каждом есть своя прелесть. Однако давайте разберемся во всем этом многообразии. Существуют два основных, противоположных в своей основе метода об ...

Развитие старшего дошкольника как субъекта творческой деятельности
Н.А.Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru