В процессе реализации программы вели детей от понимания, принятия, удерживания и достижения цели (выполнение задания), поставленной педагогом, к самостоятельной постановке, удержанию и выполнению тем – целей (со временем более разнообразных и адекватных опыту и оригинальных).
В творческом типе занятий руководство взрослого выражалось: во-первых, в наблюдении, выяснении, а то и в предложении мотивов деятельности; во-вторых, в наблюдении за процессом замысливания (индивидуального и коллективного), распределения планирования последовательности работы, помощи в случае необходимости; в-третьих, в наблюдении реализации замысла, корректировке, согласовании действий на правах участника или заинтересованного зрителя; в-четвертых, в положительном принятии результата деятельности и его применении.
Предоставив детям свободу выбора техники и материалов, нам сразу стало ясно, кто к чему тяготеет. Практически всем нравилось рисовать блопенами из-за их яркости, необычности и многофункциональности, тычками (отчасти из-за легкости применения и быстроты), восковыми мелками (детей привлекало их свойство – с нарисованной поверхности изображения краска «скатывается»). Комбинируя изобразительные материалы, многие дети были традиционны: основными выступали краски и кисти, но при этом дети активно пользовались палитрами, предпочитали готовым цветам смешивание красок. Некоторым очень нравилось рисовать углем, но многих не устраивала эта «грязная» работа, не нравилось, что изображение осыпается и так легко размазывается. Почти совсем забытыми оказались цветные карандаши, поскольку дети рисуют ими чаще всего дома. Всем детям нравилось работать в нетрадиционной технике («граттаж», «акватипия», «печать картофельными матрицами» и.д.), особый интерес вызывало применение природного и бросового материала, самоклеящейся пленки.
Когда дети уже овладели достаточными умениями, мы предложили им темы: сюжетное рисование по сказке, сочиненной совместно с детьми «Кто-кто в рукавичке живет», «Снеговики в шапочках и шарфиках» (по представлению). В процессе исполнения продолжалась работа по обучению детей умению обогащать первоначальный замысел.
На всех типах занятий присутствовал сюрпризный момент, в игровой форме создавались проблемно-поисковые ситуации, из которой дети с большей или меньшей долей самостоятельности должны были найти выход. Например, при рисовании елочки якобы закончилась бумага, и детям пришлось подумать, на чем еще можно рисовать. Были варианты: на доске, на стекле, а затем дети заметили рулон обоев с необычной фактурой (заранее приготавливаются варианты бумаги с разной фактурой) и были удивлены, что придется рисовать на такой неровной поверхности.
Однако следует отметить, что даже после проведенной углубленной работы, дети все еще нуждались в руководстве взрослого. Они уже научились замысливать образ, отбирать технические материалы, но содержание рисунка во многих случаях требовало обогащения, уточнения и дополнения. А также необходимо было продолжать работу, направленную на развитие сенсомоторных способностей (ручной умелости) детей.
Часто в самостоятельной изобразительной деятельности детское исполнение носило репродуктивный характер. Дети рисовали как бы «наизусть» то, что у них больше всего получалось, или повторяли тему и рисунок так, как рисовали на занятии. Иногда они хотели рисовать в какой-то определенной технике, но не могли придумать содержание композиции, иногда просто многократно повторяли какие-то приемы рисования. Это, конечно же, хорошо для закрепления, но требовалось вмешательство взрослого, чтобы направить процесс в творческое русло. Некоторые не могли удержаться от штампов (как общих – солнышко с лицом и лучиками – палочками, домик в виде квадрата – стен и треугольника – крыши; так и личных – например, рисование всех деревьев по одной и той же схеме, не обращая внимания на характерные особенности конкретного дерева).
Иногда в самостоятельной деятельности дети рисовали небрежно, как бы наспех (если только не было личной заинтересованности в предмете изображения (себя и все что для него значимо ребенок рисовал очень тщательно и детально, а других участников композиции более схематично и небрежно). Дети могли считать свой рисунок законченным, хотя над ним еще надо было поработать: придать выразительность, исправить некоторые ошибки. Поэтому особое внимание мы уделяли анализу детских работ. Достижения ребенка оценивались с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументировалась оценка, которой придавался позитивный характер. Поэтому часто на мини-выставках оказывались не только самые лучшие детские произведения (иначе это были бы рисунки одних и тех же детей, работы которых, даже не очень оригинальные, с исполнительской точки зрения оказывались более «сильными» по сравнению с работами «слабых» детей), но и рисунки, отличавшиеся своеобразием, личными переживаниями и самовыражением каждого ребенка, его «прорывы» и значимые достижения.
Прочие статьи:
Грамматические системы словообразования и словоизменения
По мнению Ефремовой Т.Ф. словообразование - образование слов от других слов с помощью определенных операций, подразумевающих содержательные и формальные изменения характеристик слова. Слово, полученное в результате процесса словообразования, называется производным или мотивированным. Исходное же сл ...
Типология и структура уроков
В каждом уроке можно выделить его основные элементы (звенья, этапы), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях и определяют таким образом построение урока, взаимосвязь между этапами урока, т.е. его структуру. Под с ...
Характеристика понятия "адаптация" и факторы, влияющие на неё
С поступлением ребенка трех-четырех летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неи ...