Особенностью содержания данного года обучения является чередование на каждом занятии видов деятельности, отраженных в разделах. Это обусловлено возрастными особенностями детей 4–5 лет, и частая смена деятельности необходима для поддержания интереса к предмету. Кроме того, занятие выстраиваются по принципу «1 занятие – 1 продукт», малыши не могут выполнять одну работу в течение нескольких занятий, действуя одними теми же материалами. В конце каждого занятия, освоив технику, дети получают конечный результат.
Каждое из занятий дифференцировалось нами по виду, в зависимости от критерия:
- по содержанию изображения: рисование по представлению, по памяти, с натуры, а также предметное, сюжетное и декоративное;
- по источнику замыслов, тем. Тема, предложенная педагогом (литературные темы, по музыкальным произведениям), тема, выбранная детьми, свободная тема;
- комплексные занятия, объединение под одним тематическим содержанием разных видов художественной деятельности: рисование, лепка, аппликация;
- интегрированные занятия, в основе интеграции выступает не только тема, но и задача развития творчества в восприятии и создании художественных образов;
- занимательные занятия, цель которых в создании устойчивой мотивации к художественно-творческой деятельности.
Кроме этого занятия дифференцируются по характеру познавательной деятельности детей:
1. Занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения.
2. Занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ познания и формирование при этом обобщенных, гибких, вариативных знаний, умений.
3. Занятия творческие, на которых дети включались в поисковую деятельность, были свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов.
Степень самостоятельности и творчества в освоении детьми художественного опыта была различной на разных этапах реализации программы.
Так к первому типу мы относим занятия, на которых сами демонстрировали образец творческой деятельности (процесс творения на глазах у детей), а также занятия, направленные на овладение детьми собственно изобразительными действиями.
Второй тип занятий реализовывался в темах: «Жуки на цветочной клумбе», «Зайка серенький стал беленьким», «Перчатки и котятки», «Быстрокрылые самолеты», «Мышонок моряк» .
Планирование третьего, творческого типа занятий осуществлялось с учетом индивидуального опыта детей. В системе работы творческое занятие могло не только заключать, но и предшествовать всем остальным. В этом случае у нас была возможность выявить наличный уровень представлений детей о предмете и способах его изображения. Творческими были также занятия на темы: «Храбрый петушок» (рисование по представлению), «Крючка, Злючка и Закорючка» (рисование фантазирование по мотивам шуточной песенки), «Живые облака» (аппликация по замыслу), «Путаница-перепутаница» (рисование фантазирование по замыслу).
Учитывая факторы развития художественно-творческих способностей, мы осуществляли практическую работу по нескольким направлениям:
Обогащение впечатлениями и расширение представлений:
1) Проведение экскурсий, наблюдений, процесса восприятия; опыта художественных впечатлений образов искусства
2) Организация интересной содержательной жизни ребенка в Центре развития и семье; обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, являющегося основой для возникновения замыслов и материалом, необходимым для работы воображения.
3) Создание предметно-развивающей среды, условий, стимулирующих и обеспечивающих художественно-творческую деятельность детей.
II. Разработка занятий с использованием нетрадиционной техники рисования, включающих систему творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства и создание проблемно-поисковых ситуаций, использование игровых упражнений и развивающих дидактических игр, активизирующих творческое воображение.
Реализация дополнительной образовательной программы «Краски в ладошке» проходило в Центре развития ребенка «Сказка», в специально оборудованном и оснащенном всеми необходимыми современными изобразительными материалами кабинете. Экспериментом по реализации программы были охвачены 22 ребенка, в возрасте от 4 до 5 лет.
Прочие статьи:
Структура профессиональной компетентности педагога
Структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через педагогические умения. Модель профессиональной готовности целесообразно строить от наиболее общих к частным умениям. Таким наиболее общим умением является умение педагогически мыслить и действовать, теснейшим образом связан ...
Проблема генотипической и средовой обуслов-ти развития псих-ки
Проблема генотипической и средовой обуслов-ти развития псих-ки и поведения связанна с выяснением того как соотносятся данные чел-ку с рождения особ-ти организма и генетич-ки обуслов-ые законы его созреввания с возмож-ми раз-ия, обучения, вос-ия, приобретения ЗУНов. Ученые признают, что психика и по ...
Основные подходы к изучению агрессии
В теории, объясняющей природу агрессии человека, существует несколько подходов. Все они отражают воззрения и эмпирический опыт конкретных исследователей и психологических школ разного времени, но ни один из них еще не признан универсальным и исчерпывающим. Объясняется это тем, что в современной нау ...