Реализация дополнительной образовательной программы развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста

Статьи об образовании » Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности в центре раннего развития » Реализация дополнительной образовательной программы развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста

Страница 3

В процессе занятий мы ненавязчиво, как бы для себя, демонстрировали процесс творчества, рассуждая, размышляя вслух. Дети проявляли заинтересованность и внимание, когда на их глазах демонстрировались приемы замасливания образа, поиска его вариантов, способов действия, отказ от каких-то решений и нахождение новых. Мы старались создавать оригинальные работы, нестандартно использовать художественные материалы, комбинировали техники для создания более выразительного образа и показывали вариативность подходов при работе над одной и той же темой. После того как дети заинтересовались, следовали практические задания в игровой форме как упражняющего, так и творческого характера.

Например, на занятии «Листопад» дети превращались в деревья (хрупкую белоствольную березоньку, могучий дуб, стройный тополь, раскидистый каштан, задумчивую плакучую иву, беспечный кудрявый клен, тонкую рябину, пушистую красавицу ель). Мы побуждали детей передавать не только внешнее сходство, но и характер. В словесной форме от имени дерева дети описывали свои ощущения, делились мыслями (ива: «мне грустно, и я все время думаю, чтобы дети не сломали мои ветки»; клен: «у меня пожелтели листочки и мне щекотно, потому что они опадают»; дуб: «я самый главный в лесу, слежу за порядком и чтобы зверей не обижали»).

Такие упражнения – вчувствования способствовали образному восприятию, развитию фантазии.

Следующим шагом на занятие «Листопад» было – выполнение работ в разной технике и широкое использование бросового и природного материала. Опираясь на полученный опыт творческой деятельности, дети с удовольствием изображали пейзажи и натюрморты на осеннюю тематику, передавали впечатление и свое видение окружающей действительности.

В процесс поисковой деятельности на уровне предварительного замысливания, исполнительства и дальнейшего при этом развития замысла мы постепенно подключали кого-то из детей. Сомневаясь в своих решениях, советуясь с детьми, демонстрируя радость, удовлетворение от их участия, подхватывая и развивая их идеи, постепенно раскрывали им сущность такой деятельности.

На этапе совместного творчества детям предлагались в игровой форме интересные темы, вместе со взрослым ребята в процессе замысливания продумывали, обсуждали содержание образа (что и как будет изображено), способы (в какой технике и какими материалами будем работать, какой формат листа (если это рисунок) лучше взять, последовательность воплощения замысла.

Дети учились выслушивать мнение другого, аргументировать свое, творчески общаться и сотрудничать. В процессе практической деятельности мы пришли к выводу, что коллективная художественная деятельность формирует положительную мотивацию к ней и углубляет интерес к творчеству.

Коллективные картины и панно вызывали у детей живой интерес. Такие работы стали для детей хорошим примером, иллюстрирующим особенности многофигурных композиций, где одни предметы расположены ближе, другие – удалены на расстояние («Жуки на цветочной клумбе», «Прилетайте в гости», «чайный сервиз»).

Сохраняя и поддерживая мотив игры, постепенно мы формировали стремление выполнить изображение, узнаваемое другими людьми, производящее впечатление на зрителей, то есть общественно-направленные мотивы, в основе которых потребность общения с людьми, со взрослыми и детьми. Становление общественно-направленных мотивов делали детскую деятельность подлинно художественной, близкой по смыслу и значению к зрелой деятельности.

Мы также старались формировать мотив более высокого порядка – стремление выполнить изображение по-своему, «не так как другие», и затем на этой основе еще более высокий мотив – потребность, желание, стремление заняться творческой деятельностью.

На занятиях всегда царила творческая, непринужденная обстановка. При помощи сюрпризных моментов, атрибутов создавалось эмоционально-радостное настроение, атмосфера сказочной таинственности. Дети раскрепощались, проявляли активность и инициативу, предлагали смелые решения, интересные варианты исполнения, а мы в свою очередь побуждали их к созданию разнообразных и относительно неповторимых замыслов, учили обогащать замысел на основе наблюдения, чтения литературы, общения с произведениями изобразительного искусства.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Особенности руководства внеклассным чтением. Различные формы внеклассных мероприятий
Всю учебно-воспитательную работу по внеклассному чтению – сразу на полугодие или на четверть – планирует учитель. Изучив фактический книжный фонд, которым класс будет располагать к моменту занятий, учитель, прежде всего, намечает тематику уроков внеклассного чтения и отбирает художественные произве ...

Функции воспитательной работы классного руководителя
Классный руководитель выполняет несколько функций: – аналитико-прогнастическую; – организационно-координирующую; – коммуникативную; – контрольную. Аналитико-прогнастическая функция включает в себя: – изучение и анализ индивидуальных особенностей учащихся с помощью психолога (как правило, определяет ...

Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Проблема творчества имеет долгую и спорную историю. Во все времена она являлась объектом пристального внимания мыслителей и ученых (философов, психологов, педагогов). Понятие «творчество» восходит к трудам Платона и Аристотеля. В философском понимании (Бердяев Н.А., Юнг К., Овчинников В.Ф. и др.) ф ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru