5.Укажите (галочкой или знаком +) в соответствующей графе таблицы, какие природные ресурсы среды используют для своей жизнедеятельности растения, животные и грибы.
Таблица
Природные ресурсы среды |
Растения |
Животные |
Грибы |
Территория | |||
Растительная птица | |||
Минеральные вещества | |||
Животная птица | |||
Органические остатки | |||
Солнечный свет | |||
Тепло | |||
Вода | |||
Кислород | |||
Гумус почвы |
Тема 3. Основные среды жизни
3.1 Наземно-воздушная среда. Атмосфера
Учащийся должен:
знать:
строение и состав атмосферы и воздуха; примеси, озоновый экран, влияние загрязнения атмосферного воздуха на здоровье человека; температура - терморегуляции; взаимное влияние температуры, влажности и скорости ветра на организм человека; состав светового потока и влияние световых волн разной длины (УФ, ИК) на живые организмы; патологии в световосприятии; смог "Классический" и "фотохимический";
уметь:
приводить примеры различных типов терморегуляции у растений, животных и человека; применять знания о взаимодействии факторов наземно-воздушной среды для достижения состояния комфорта в быту; создавать искусственный микроклимат.
1.Почему в крупных промышленных центрах в безветренную погоду наблюдается разное ухудшение самочувствия жителей, увеличение числа заболевших и умерших людей?
2.Приведите известные вам примеры влияния погодных условий на самочувствие человека.
3.Что такое "парниковый эффект" и "озоновая дыра"? Причины этих явлений.
4.Расскажите об основных загрязнителях атмосферы.
5.Какие основные меры применяются для уменьшения загрязнения атмосферы, какова их эффективность?
3.2. Водная сфера обитания. Вода в природе
Учащийся должен:
знать:
виды и формы воды; запасы пресной воды, источники питьевой воды; круговорот воды в природе; химический состав воды и его влияние на здоровье населения; эндемические заболевания, связанные с дисбалансом микроэлементов в воде; бытовые методы очистки воды; источники загрязнения водоемов: промышленные, хозяйственно-бытовые, сельско-хозяйственные;
уметь:
пользоваться водой из открытых источников и очищать в быту воду для питья; определять приблизительно состояние водоемов - нет ли "Заморов", "цветения воды"; составлять индивидуальные таблицы расхода воды и применять их для экономии воды.
1.Какова роль воды в развитии жизни на Земле? _
2.Каков состав природной воды?
3.Назовите основные источники загрязнения гидросферы.
4.Как определяют степень загрязнения воды?
5.Какие существуют способы очистки воды?
Таблица 1. Уникальные физико-химические свойства воды и их значение
Свойства воды |
Их значение |
1. Только вода в нормальных земных условиях находится в трех агрегатных состояниях. |
1. Условие, обеспечивающее круговорот воды в природе и ее "запасы" в ледниках. |
2. При переходе из одного состояния в другое, либо требуется затрата тепла (испарение, таяние). |
2. Регулирование теплового режима окружающей среды |
3. При охлаждении ниже +40 С плотность воды ум., объем увелич., причем в момент замерзания происходит резкое увеличение объема на 10 % от объема жидкости. |
3. Плотность льда меньше плотности воды, лед остается на поверхности, предостерегая водоем от промерзания. |
4. Высокая теп. В знач. большей степени, чем другие вещества, вода способна пог. тепло. У всех тел теп. при росте тем. ув. У воды с пов. температуры от 0 до 270С она попадет, затем начинает расти |
4. Вода играет на планете роль главного аккумулятора и распределителя тепла. Теплые океанические течения благ. влияют на климат огромных территорий. Даже небольшие водоемы оказывают смягчающие влияния на микроклимат. |
5. Вода - сильнейший инертный растворитель. Это свойство связано с двухполюсной структурой молекулы воды (диполь). Под воздействием диполей воды связи между атомами и молекулами на поверхности погруженных в нее веществ ослабевают в 80 раз. |
5. Вода - растворитель и переносчик всех веществ, участ. в жизнед., и в первую очередь питательных веществ. Именно благодаря воде в организме происходят сложные химические реакции. Она обес. выведение из организма продуктов обмена, защищая его от вредного нак Водный обмен - важнейшая функция организма, об. принцип пост. внут. среды организма. |
6. Большое поверхностное натяжение и смачивающая способность |
6. Под. по кап., пронизы. почву и другие породы, движется вверх в раст., дост. растворы пит. веществ. С этим свойством св. также движ. крови и тканевых жид. в орг. человека и жив. |
7. Чем большее давление испытывает вода, тем выше температура ее замерзания. |
7. Океаническая вода не замерзает при температуре - 30С на глубине 4 тыс. метров |
Прочие статьи:
Анализ действующих учебно-методических комплексов по русскому языку для 5-6
классов с точки зрения представленности в них материала для работы над лексическими
нормами
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, то есть даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам и одним из направлений является овладение нормами русск ...
Эксперимент как метод экологического образования дошкольников
В обучении наряду с установлением объема содержания учебного предмета и отбором материала для занятий громадное значение имеют методы преподавания. Методы, выбранные соответственно содержанию и возрасту учащихся, обеспечивают высокое качество знаний. Такие методы способствуют развитию понятий и уме ...
Диалогическое общение как взаимодействие между участниками в
процессе организации культурно-досуговой деятельности на уроке иностранного языка
Использование в повседневном обиходе слова «досуг» представляет собой своеобразный симбиоз из понятий «отдых», «развлечение», «рекреация», «игровые занятия», «хобби», «спортивно-оздоровительные увлечения», «туризм» и т.д. Все это присуще культурно-досуговой деятельности в рамках, которой ее участни ...