5.Что называется динамикой популяций? В чем заключается значение этого явления? _
Тема 5. Экосистемы. Биогеоценоз
5.1. Структура и типы экосистем
Учащийся должен:
знать:
определение терминов "экосистема", "биогеоценоз", взаимосвязь экосистем на нашей планете, законы функционирования экосистем; состав экосистем; круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах (цепи питания, экологические пирамиды); основные типы экосистем;
уметь:
изображать графически цепи питания и строить экологические пирамиды; замечать нарушения равновесия в экосистемах и уметь делать прогнозы состояния экосистем.
1.В пределах одной зоологической группы (например, класса птиц) можно наблюдать почти все разнообразие типов питания. Внимательно просмотрите таблицу и составьте правильные пары - кто чем кормится (укажите цифру и букву)
Таблица
Птицы |
Пищевой рацион |
1. Вороны, грачи, сороки |
А. Рыба |
2. Клесты, щеглы, зяблики |
Б. Моллюски |
3. Дрозды, скворцы, попугаи |
В. Нектар цветков |
4. Колибри |
Г. Плоды |
5. Дятлы, ласточки, стрижи |
Д. Зерна, семена |
6. Кулики, гаги, турпаны |
Е. Насекомые |
7. Бакланы, крачки |
Ж. Пресмыкающиеся |
8. Птица - секретарь |
З. Мелкие пресмыкающие |
9. Цапли |
И. Падаль |
10. Совы, канюки, луки |
К. Земноводные |
11. Грифы, поморники |
Л. Все съедобное |
2.Что будет, если в одной экосистеме окажутся популяции двух видов с одинаковыми экологическими потребностями _
3.В чем связь между понятиями "биогеоценоз" и "ландшафт"?
4.В чем различие между понятиями: "сообщество" и "экосистема"?
5.В известной русской народной сказке "Теремок" в одном доме поселились лягушка, мышка, ежик, заяц, волк …. А могут ли действительно все эти животные находиться в одном биогеоценозе? Если да, то какой состав растительного сообщества должен быть характерен для данной экосистемы? Как может называться такой фитоценоз? _
5.2. Взаимоотношения организмов в экосистемах. Экологическое равновесие
Учащийся должен:
знать:
определение экологического равновесия, обратимые и необратимые изменения в экосистемах; понятие об экологических нишах и их дифференциации; основные типы взаимодействий организмов в экосистемах: нейтральные, конкурентные, взаимовыгодные; о явлении паразитизма;
уметь:
определять, находится ли экосистема в равновесии и каким образом можно вернуть нарушенное равновесие; какой тип взаимоотношений устанавливается между отдельными видами в конкретной экосистеме.
1.По своим личным наблюдениям и на основе знаний из биологии приведите примеры животных и растений, для которых свойственны такие взаимоотношения:
Симбиоз - _
Мутуализм - _
Паразитизм - _
Конкуренция межвидовая - _
Конкуренция внутривидовая -
Хищничество -
Нейтрализм - _
2.Укажите (галочкой или знаком +) в соответствующей графе таблицы, за какие природные ресурсы конкурируют между собой растения, а за какие - животные (Если конкуренции за данный ресурс нет - отмечать не надо).
Таблица
Природные ресурсы среды |
Растения |
Животные |
Территория | ||
Растительная пища | ||
Минеральные вещества | ||
Животная пища | ||
Органические остатки | ||
Солнечный свет | ||
Тепло | ||
Вода | ||
Кислород | ||
Углекислый газ | ||
Гумус почвы |
Прочие статьи:
Методические особенности экологического образования детей в старшем
дошкольном возрасте
Эффективность экологического образования дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Их развитие и повышение уровня экологической образованности возможно в результате применения методики с учетом в ...
Методические условия реализации метода проектов при обучении
русскому языку в начальных классах
Специальная работа учителя по обученности проектной деятельности способствует успешному усвоению детьми учебной программы. Для выяснения уровня готовности к проектной деятельности у младших школьников был проведен эксперимент, в котором участвовали ученики 4 класса МОУ СОШ №38 г. Комсомольска-на-Ам ...
Основные направления деятельности педагога-психолога по коррекции нарушений
социального развития дошкольников с ЗПР
Следующая задача нашего исследования – выделить комплекс игровых упражнений, направленных на формирование и коррекцию социального развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Игра – один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая ...