Очевидно, в зависимости от конкретной ситуации более предпочтительным может оказаться первый приём, если, например, проверка домашнего задания проходит интенсивно и её необходимо увязать с новой темой.
В психологии различают три вида внимания.
Внимание называют произвольным, если оно поддерживается под влиянием сознательно поставленной цели и волевых усилий, послепроизвольным, когда влияние сознательно поставленной цели сохраняется, а волевые усилия отсутствуют, и непроизвольным, если внимание поддерживается без сознательно поставленной цели и без волевых усилий.
Когда ученик любого возраста приступает к контрольной работе, то ставит перед собой цель (быть сосредоточенным) и усилием воли побуждает себя к работе. Значит, в соответствии с приведённым определением ученик начинает контрольную работу на основе произвольного внимания.
Если ученик знает способы решения задач, данных на контрольной работе, то сознательно поставленная цель (быть сосредоточенным) сохраняется, а волевые усилия он перестаёт замечать. Следовательно, на протяжении всей остальной контрольной работы ученик действует на основе послепроизвольного внимания.
Если на уроке демонстрируется необычная модель (картина), то в момент её появления к ней "приковывается" внимание всех учащихся. Внимательными, хотя бы на некоторое время, становятся даже те учащиеся, которые раньше не утруждали себя работой. Они-то, конечно, не ставят перед собой цель (быть сосредоточенными) и не прилагают для этого волевых усилий. Следовательно, какое-то время они слушают и наблюдают за действиями учителя на основе непроизвольного внимания .
Учителю не стоит, очевидно, каждый раз вникать, на основе какого из видов внимания работают учащиеся. Однако ему желательно знать, на какой из этих видов лучше всего ориентироваться при выборе методов обучения. Значит, на уроках алгебры нет смысла рассчитывать на непроизвольное внимание учащихся. Изучение математики требует активной мыслительной деятельности, а значит, и сознательно поставленной цели, т. е. не может проходить на основе непроизвольного внимания.
Деятельность, осуществляемая на основе произвольного внимания, требует к себе значительных волевых усилий и быстрее утомляет человека, чем деятельность, выполняемая на основе послепроизвольного внимания.
Трудно на первых уроках алгебры добиться того, чтобы слабоуспевающие учащиеся работали сосредоточенно, чтобы они путём волевых усилий побуждали себя быть внимательными. По данной закономерности произвольное внимание требует значительных волевых усилий и быстро утомляет человека. А слабоуспевающие учащиеся к тому же не проявляют сильной воли к учёбе. Отсюда ясно, почему эти учащиеся не стараются на уроках работать сосредоточенно.
Из всего сказанного следует вывод: побуждая к длительной сосредоточенной работе весь класс, а не только отдельных учащихся, учителю не стоит ориентироваться на произвольное или на непроизвольное внимание. Остаётся преимущественно один вид внимания – послепроизвольное. Именно этот вид внимания является основным в учебной деятельности учащихся на уроках математики. Отсюда ясно, насколько важно учителю умело управлять вниманием учащихся. Условия, позволяющие осуществлять такое управление, перечисляются в последующих закономерностях.
Прочие статьи:
Особенности построения предметно развивающей среды в подготовительной к
школе группе
В подготовительной группе уменьшается длительность одних режимных процессов и увеличивается длительность других. На занятия отводится 2 ч 5 мин. Сокращаются время на возвращение с прогулки и подготовку к обеду, так как дети быстрее раздеваются, дневной сон, подготовку к полднику и увеличивается про ...
Выбор как деятельность
Одним из наиболее ярких представителей деятельностного подхода к выбору является Д.А. Леонтьев. Он рассматривает выбор как внутреннюю деятельность, основывающуюся на способах, приемах, орудиях, операциях, развитие которых обеспечивает возможность обучения процессу выбора. Именно это утверждение и о ...
Дидактическая игра как метод пропедевтической работы с детьми 5-6 лет с ОНР
Дидактические игры - специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Системы Д.и. впервые разработаны для дошкольного воспитания Ф. Фребелем и М. Монтессори, для начального обучения - О. Декроли. В отечественной педагогической практике в 1940-50-е гг. Д.и. рассматривались преиму ...