Подводя итог, можно сказать следующее, Познание как целостный процесс освоения субъектом окружающего мира захватывает всю его структуру личности в целом, заставляя его специально или спонтанно двигаться вперед, развиваться. В этом случае рассмотрение этого процесса с позиций деятельностного подхода правомерно и позволяет процесс отражения действительности как основу познания трактовать как несоответствие Ои и О, которое создает противоречие, являющееся источником внутренней активности на уровне создания образа. Одновременно с активностью рождается психическая деятельность индивида, направляющаяся вектором активности "вовне" для преобразования субъектом предметов познания для своего саморазвития. Особенностью вектора внутренней активности в этом движении является концентрация доминирующих компонентов структуры личности в единое целое (целостность) и вовлечение их в отражательное движение. Другими словами, активность выражает детерминацию деятельности, которая "идет от субъекта" и тем самым служит активным началом всякой деятельности, если под внутренней активностью понимать совокупность обусловленных субъектом моментов движения деятельности. Причем внутренняя активность индивида с момента зарождения в дальнейшем своем развитии проходит последовательный ряд состояний, адекватных состояниям движения личности к познанию, трансформируясь затем во внешнюю активность. Взаимосвязь познавательного отражения и процесса развития активности показана на схеме:
Внешняя деятельность наиболее ярко проявляется в состоянии познавательного действия, когда ученик преобразует не только предмет познания, получая знания о нем, но и через эту деятельность развивается сам.
Если вначале познавательная активность ускоряет процесс воздействия субъекта на объект деятельности, как бы приближая его к нему за счет быстрого получения о нем информации, то в дальнейшем формирование отношений субъекта к объекту происходит путем совершенствования личностных характеристик индивида, т.е. осуществляется развитие личности ученика. В этом процессе важнейшее место принадлежит познавательной активности, которая через взаимосвязь с потребностями, интересами, мотивами и установками помогает формированию отношений школьника к деятельности.
Предложенная теория формирования активности школьников, как показали наши исследования, оказывает большое влияние при построении учебных предметов на:
1) цели образования как факторы, ориентирующие педагогические системы на развитие активности школьников;
2) содержание школьных курсов (отбор материала, его структурирование, последовательность изложения и т.п.);
3) организационные формы обучения (создание лично-ориентируемых активных форм);
4) конструирование нетрадиционных средств обучения.
Прочие статьи:
Методика Н.А. Власовой и Е.Ф. Рау
Авторы первой отечественной методики логопедической работы с заикающимися детьми преддошкольного и дошкольного возраста - Н.А. Власова и Е.Ф. Рау построили нарастание усложнений речевых упражнении в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей. Отсюда и рекомендованная ими последов ...
Сравнительный анализ жизнедеятельности скаутского и пионерского движения,
как наиболее ярких примеров детского общественного движения
В наше время скаутское и пионерское движения существуют одновременно и независимо друг от друга, и, несомненно, обе организации вносят существенный вклад в социальное развитие детей и подростков. И все же нас интересует вопрос сходства и различия данных движений на современном этапе развития. Для п ...
Дифференцированное выставление отметки по физической и технической подготовленности
учащихся
При оценке физической подготовленности учитывается как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической культуре учитываются и теоретические знания, и техника выполнения д ...