Суть этой схемы заключается в том, что механизм возникновения активности на уровне создания образа подобен процессу отражения предмета действительности, переведенному на "язык" деятельности.
Активность познавательной деятельности выражается в моментах ее движения, которые обусловлены субъектом. Поэтому знаком тождества мы обозначаем в схеме адекватность активности и деятельности и, как и большинство авторов, подчеркиваем наличие движения от субъекта к объекту, исходящее от субъекта на объект познания и сам процесс познания.
Возникает важный теоретический вопрос, от ответа на который невозможно уклониться. Если познание есть деятельность, то как всякая деятельность, адекватная активности, она должна нести в себе ее свойства: направленность, оптимальность, эффективность.
Подтверждение того, что научное познание есть деятельность, можно найти в работах М.С. Кагана, В.С. Швырева, Н.В. Наливайко. Из них следует, что познавательное отражение в силу своей активности относится к сфере творческой деятельности. В этом случае признаем познание как движение от субъекта к объекту, как деятельность — целенаправленную, начинающуюся с воздействия внешней стимуляции на органы чувств и последующего конструирования идеального образа будущего результата, предполагая при этом доминирование факторов внутренней детерминации, являющихся источником внутренней активности, направляющей психическую деятельность индивида "вовне". Этот процесс осуществляется во временной протяженности. Можно сказать, что процесс познания личностью действительности зависит от "пространственно-временных промежутков между началом воздействия и его результатом", проходя при этом следующие этапы состояний, зарождения, готовности и др.
Именно основываясь на деятельностном подходе к процессу отражения субъектом действительности, мы вправе рассматривать дальнейшее развитие активности в плоскости более высокого уровня состояний. Первым мы называем состояние зарождения активности, которое образуется в результате неравновесия Ои и О в процессе отражения. В этом временном состоянии создаются условия возникновения активности личности, т.е. в данный момент времени оно становится "толчком" к деятельности для познания объекта, выраженного в виде реакции организма (Р), в дальнейшем трансформирующейся во внешнюю активность — деятельность. "Провоцирует" состояние зарождения система стимулов внешней среды, например, в обучении — это специально созданные средства с соответствующим содержанием и организационной формой.
Состояние зарождения по мере формирования активности, а вернее, в силу приобретения вектором активности устойчивого направления, сменяется состоянием более высокого порядка организованности — готовностью.
Готовность — первичное фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности. Готовность как состояние подробно рассмотрена Н.Д. Левитовым, который различает деятельностную готовность и временное состояние готовности, зависящее от особенностей личности и условий, в которых протекает деятельность. Изучению этого вопроса большое внимание уделялось в работах А.А. Ухтомского, М.И. Виноградова, Б.Ф. Ломова, В.Н. Пушкина и др. Готовность тесно связана с установкой, представляющей внутреннее состояние человека. Поэтому состояние готовности в решающей степени обусловливается устойчивыми психологическими особенностями, свойственными личности, и конкретными условиями, в которых осуществляется деятельность.
Прочие статьи:
Выбор профессии
"Согласно конституции СССР, существует право на выбор профессии и принадлежит оно самим выбирающим людям" Климов Е.А. "Выбор профессии – это выбор пути обучения профессии, это проектирование трудового жизненного пути" Однако отмечается, что выбор, направленный на построение проф ...
Основные принципы системы развивающего обучения
учебная инициатива младший школьник задача В последнее десятилетие теоретики и практики отечественного образования все больше внимания уделяют проблемам развивающего обучения. Им посвящены научные труды, их стремятся решать с помощью различных учебников и методических пособий. Вопросы интеллектуаль ...
Правильная постановка задач на уроке
Нередко активность учащихся на уроке снижается из-за того, что учитель допускает ошибки при постановке задачи. Л.В. Вишнева выделяет наиболее типичные из них: 1) Учитель перечисляет упражнения, которые будут выполнять ученики на уроке, вместо того, чтобы поставить задачу, которая должна быть решена ...