В современных условиях разработка теории активности школьника опирается на теорию познания. Связано это с тем, что в процессе активного вторжения индивида в окружающую действительность происходит не только восприятие и представление личностью явлений объективного мира,
но и ее развитие, с устойчивым миропониманием и убеждениями. Действительно, познание как процесс захватывает всю структуру личности в целом. Именно " .связь самых элементарных актов чувственного познания с целостной личностью позволяет понять их как активные в полном смысле этого слова".
Применение деятельностного подхода в теории познания, разработанное философами, психологами и педагогами, как раз и является, на наш взгляд, конкретизацией теории отражения применительно к исследованию многообразных механизмов формирования и развития научного знания; позволяет видеть, как формируются, совершенствуются и развиваются представления человека о мире и его месте в нем; дает возможность за знанием как результатом обнаружить механизмы познавательной деятельности. Как справедливо отмечает Э.Г. Юдин, "в современном познании . понятие деятельности играет ключевую методологически центральную роль, поскольку с его помощью дается универсальная характеристика мира". Именно в деятельности, в активном изменении и преобразовании налично данного бытия природного, социального и духовного реализуется человеческий способ отношения к миру. Это дает нам возможность рассматривать активное познание действительности через процесс отражения, в плоскости внутренней деятельности субъекта, который всегда опосредован определенным механизмом ориентации компонентов организма в среде (ориентация вектора активности), включающим в себя видовой опыт организма, прижизненно сформированные программы поведения, отражающие особенности индивидуального опыта, сконцентрированные в субъективном образе с целью воспроизведения объектов внешнего мира путем их сравнения. Несоответствие идеального субъективного образа и образа действительности порождает внутренние противоречия, которые приводят в направленное синтезирующее движение все компоненты структуры индивида для подготовки организма к внешней деятельности, начиная вырабатывать деятельное отношение субъекта к объекту познания. При этом необходимо учитывать тот факт, что любой объект, прежде чем быть предметом познавательной деятельности, выступает вначале предметом чувственно-практической преобразующей деятельности, т.е. чувственные впечатления приобретают статус психического образа как начала регулятора познавательной деятельности. Условием возникновения чувственного образа является наличие стимуляции (С), вызывающей ускоренную готовность организма, а значит, и психическую активность (внутреннюю) к восприятию тех или иных раздражителей. Стимул понимается нами как " .объективное явление, действующее на человека (или животное) и вызывающее ответные реакции". Появление чувственного образа становится первоначальным толчком к внутренней деятельности индивида, адекватной активности с целью ответной реакции (Р) организма на его включение во внешнюю деятельность (Д). Вышесказанное можно выразить следующей схемой:
Прочие статьи:
Воспитательная работа классного руководителя
Классный руководитель – учитель, организующий учебно – воспитательную работу в порученном ему классе. Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 года эти педагоги назывались классными наставниками, классными дамами. И ...
Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы при обучениинемецкому языку
И.Л. Бим дает понятие коммуникативной компетенции: « под коммуникативной компетенцией, выступающей в качестве интегративной цели обучения иностранным языкам, понимается способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка в заданных стандартом/пр ...
Координация усилий семьи с педагогами, дефектологами,
воспитателями, обществом
Семья является наиболее значимым фактором социализации детей и подростков в общество, и ее влияние значительно превосходит влияние общественных образовательный учреждений, групп сверстников. В случае с ребенком с нарушениями интеллекта роль семьи неизмеримо возрастает, так как в силу особенностей и ...