К понятию "теория" педагоги-исследователи подходят с большим уважением и вместе с тем очень осторожно. Это связано с традиционным мышлением ученого, когда он относит к теории только фундаментальные системы знаний. В педагогике же принято считать, что система знаний размыта и часто растворена в эмпирическом материале, который не обладает основными свойствами теории — целостностью и структурностью.
Несмотря на данное обстоятельство, педагогическая теория настойчиво пробивает себе дорогу в науке. Примером тому могут служить теории оптимизации учебно-воспитательного процесса (Ю.К. Бабанский), программированного обучения (В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина), поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин и др.), познавательного интереса (Г.И. Щукина) и др. Другими словами, в педагогике как науке идет процесс перехода от эмпирических фактов к созданию новых педагогических теорий. Этот процесс обусловлен рядом факторов. Во-первых, теория позволяет надежно и быстро ориентироваться в реальных педагогических явлениях, видеть в них закономерные связи и отношения, благодаря которым они и функционируют; во-вторых, на основе знания этих закономерностей появляется возможность вскрывать противоречия и рассогласования между теорией и практикой, принимать в практической деятельности правильные решения. Иначе говоря, педагогическая теория является не только инструментом мышления, но и руководством к действию.
В методологии науки теория представлена как система, состоящая из трех взаимосвязанных компонентов: основания (опытные факты, постулаты и т.п.) —> ядро теории (модель механизма изменения какого-либо явления) —> следствие (применение теоретических положений на практике). Именно с этих позиций нами и будет сделана попытка создания теории формирования активности школьника в период обучения.
Общая методология системного подхода предполагает выделение его основных аспектов. Общепринято любую систему рассматривать двояко: в статике, т.е. во временном отвлечении от динамизма ее действительного существования, и в динамике ее реального бытия, в движении, изменении. Поскольку система имеет внутреннее строение, то статический и динамический анализ осуществляются с двух сторон: внутрисистемный, включающий в себя компонентный и структурный анализ в пределах самой системы; внешнесистемный, т.е. изучение системы через анализ ее внешних связей. С данных позиций и проанализируем концепции структур личности, предложенные отечественными психологами и педагогами и получившие широкое признание в научной литературе (А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, Н.И. Непомнящая, В.С. Леднев).
Анализ различных структур личности позволил нам сделать следующие утверждения;
1) личность можно рассматривать как целостную систему;
2) в системе наличествует основополагающий элемент, тесно связанный с другими и влияющий на их развитие;
3) основополагающим элементом в системе личности мы считаем активность.
Активность определяется нами как системообразующий фактор, основополагающее свойство развития личности ученика, которое проявляется в готовности, адаптации, стремлении к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение индивидом общественного опыта, накопленных человечеством знаний и способов деятельности, осуществляемой путем выбора оптимальных путей для достижения целей познания.
Прочие статьи:
Специфика внешкольной социально-педагогической работы по месту жительства
Ребенок, как и взрослый, входит в общество не через один, а одновременно через несколько институтов – семья, класс, клуб, кружок, спортивные секции в школе и во внешкольных учреждениях, которые имеют свои особенности в процессе социализации личности. Специфика внешкольной сферы воспитания, непосред ...
Понятие образовательной технологии. Характеристика одной из образовательных
технологий
Педагогическая технология – последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Педагогическая технология – это строго научное прое ...
Активизация познавательной деятельности учащегося. Познавательный интерес
Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Оно отражает все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон). Будучи сложным и многогранным, специ ...