Изучение причин трудностей в общении старших дошкольников

Страница 3

Суммарный показатель осознанности, для каждого ребенка подсчитывается путем сложения показателей по всем методикам. Максимальный суммарный показатель осознанности может быть равен 46 баллам.

Данные методики позволяют оценить и уровень творческой активности и самостоятельности ребенка, который выявляется через выполнение творческой, ненормированной части заданий. Это сочинение сказки или рассказ о себе (методика «Сон»), характер постройки (методика «Конструктор»), оригинальность рисунка (методика «Рисунок»), изобретательность показанных действий с игрушкой (методика «Игрушка»).

Степень творческой самостоятельности ребенка также можно оценить количественно с помощью следующей условной шкалы:

0 баллов - полное отсутствие самостоятельных творческих проявлений: ребенок не знает, что рассказывать, строить или рисовать, смотрит на взрослого, ждет его указаний;

1 балл - воспроизведение действий сверстников: ребенок подражает другим детям, заимствует сюжеты и характер их рассказов, рисунков, построек и действий с куклами;

2 балла - низкий уровень творческой самостоятельности: ребенок сочиняет примитивный рассказ (из одного предложения), строит шаблонную постройку, рисует стандартный рисунок (домик или цветочек), показывает свое, но примитивное действие с куклой;

3балла - средний уровень: ребенок составляет рассказ о себе или сочиняет свою сказку (из 2-3 предложений) строит свою более или менее оригинальную постройку и может ее назвать, придумывает свой сюжет рисунка (из 2-3 деталей) и может рассказать, что нарисовал, показывает простое, но оригинальное действие с куклой;

4балла - высокий уровень: ребенок составляет свой развернутый рассказ или сказку, которые содержат более трех предложений, строит оригинальную постройку из конструктора, комментируя свои действия, создает оригинальный сюжетный рисунок или придумывает достаточно сложное действие с игрушкой.

Пользуясь данной шкалой, можно оценить уровень творческой активности и самостоятельности ребенка в каждой из предложенных методик, а также получить суммарный показатель, который будет равен сумме баллов, полученных по всем методикам. Если вы использовали все четыре ситуации, максимальный показатель творческой активности будет равен 16 баллам.

На основе полученных количественных показателей можно разделить всех детей на группы с различным уровнем развития произвольности, осознанности и творческой самостоятельности. Если полученный суммарный балл составляет менее 25% от максимально возможного, такого ребенка можно отнести к группе с низким уровнем развития данного качества. Если суммарный показатель колеблется от 25 до 50% от максимального, можно констатировать средний уровень развития. В тех случаях, когда показатель превышает 50% от возможного, можно говорить о высоком уровне развития данного качества.

Так, к группе с высоким показателем произвольности можно отнести детей, у которых суммарный показатель произвольности окажется не менее 15 баллов (т.е. 50% от максимума). Если соответствующий показатель оказался менее 8 баллов, то ребенок попадает в группу с низкой произвольностью. Группу со средним уровнем развития произвольности составят дети, у которых показатель колеблется от 8 до 15 баллов.

Аналогичная классификация может быть проведена по показателю осознанности. Дети с показателем более 23 баллов составляют группу с высокой осознанностью, а с показателем менее 12 баллов - с низкой.

Высокую творческую активность можно констатировать в тех случаях, когда соответствующий суммарный показатель превышает 8 баллов, а низкую - если он меньше 4. Детей с суммарным показателем творческой самостоятельности от 4 до 8 баллов можно отнести к группе со средним уровнем творческого развития.

Такая условная классификация позволяет выделить несколько групп детей с разным соотношением произвольности, осознанности и творческой самостоятельности. Среди этих групп наибольшее внимание воспитателя должны привлекать дети с низким уровнем развития произвольности или творческой активности.

В первую группу входят дети с низким показателем произвольности, но с достаточно высокими или средними показателями осознанности и творческой активности. Для этих детей характерна сильная эмоциональная включенность в ситуацию. Они постоянно выражают нетерпение и заинтересованность в самой игре: включаются в нее, недослушав объяснение, живо наблюдают за действиями партнеров и бурно реагируют на их ошибки. Они часто нарушают правила, однако замечают нарушения сверстников, а иногда и свои собственные ошибки. Допустив ошибку, они сразу отмечают ее («Ой, не так!») и пытаются исправить с помощью различных средств (убирают руки за спину, сжимают кулаки). Но это обычно не помогает, и они вновь действуют ситуативно и импульсивно. Однако чаще всего этих детей отличает непонимание собственных ошибок и безразличие к ним. Они не пытаются исправить свои ошибки и не стараются выполнить правила. Конструктор, карандаши, игрушки увлекают их гораздо больше, чем выполнение правил.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Классификация компьютерных средств обучения
ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся. В англоязычных источниках ТСО называют аудиовизуальными средствами, которые делятся на жесткие (hardware) и мягкие (software). К ...

Эффективность работы по коррекции нарушений социального развития дошкольников с ЗПР
Контрольный этап эксперимента позволяет увидеть эффективность коррекционной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов. Результаты фиксируются, сравниваются с первоначальными данными диагностики. Глубокий анализ результатов поможет определить дальнейшую работу ...

Применение занимательного задачного материала на уроках математики
Во второй главе представлены текстовые старинные занимательные задачи - это задачи с интересным содержанием или интересными способами решения. Элемент занимательности облегчит обучение. Данные задачи разделены по следующим разделам: задачи, которые решаются с помощью различных действий с обыкновенн ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru