Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба. Дошкольники постоянно находятся в общении друг с другом, оказываются включены в систему межличностных отношений, повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью. В этом возрасте общение со сверстниками становиться ведущей потребностью, которая удовлетворяется в игре. Развитие сферы общения является необходимым условием, как для общего психического развития личности ребенка, так и для его позитивной социализации в целом и готовности к учебной деятельности в частности.
Особую важность эта проблема сформированности коммуникативной сферы приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём “Я”, которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстникам, но и в дальнейшем может принести массу все возможных проблем. Однако не для не секрет, что одним из главных критериев по которым ребенка принимают в школу — это коммуникативная готовность, то есть умение общаться и контактировать с окружающими. Как же соответствовать таким требованиям, если в дошкольном возрасте развитию этой сферы уделяется очень мало внимания.
На мой взляд, в первую очередь нужно сформировать у ребенка правильное представление о межличностных отношениях, научит его общаться и контактировать с окружающими, прежде чем давать им различные знания. Исходя из этого выявлена проблема исследования — особености развития коммуникативной сферы дошкольников. Данная задача будет рассматриваться в условиях сюжетно-ролевой игры. Следовательно определена тема — развитие коммуникативных способностей в сюжетно-ролевой игре.
Объект исследования
–старшиe дошкольники
Предмет
—коммуникативная сфера и психолого-педагогическая коррекция коммуникативной сферы старших дошкольников
Цель
— разработать методику психолого-педагогической коррекции коммуникативной сферы старших дошкольников
Задачи
:
1.Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме формирования коммуникативных способностей личности
2. Определить трудности в общении детей дошкольного возраста
3. Изучить причины трудностей в общении старших дошкольников.
4. Разработать программу психолого-педагогической коррекции коммуникативной сферы старших дошкольников
Предполагаю, что для преодоления трудностей общения, необходимы следующие условия:
- активизация и стимулирование педагогом процесса общения старших дошкольников с помощью специальных взаимосвязанных форм организации воспитательно-образовательного процесса:.
- анализ причин, вызывающих трудности в общении (дефицит общения с окружающими, дефицит полноценной, соответствующей возрасту изобразительной деятельности и развития речи);
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс интегрированных занятий как комплексных средств, направленных: на преодоление трудностей общения.
Методы исследования:
1.Теоретические: Обзор психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
2.Экспериментальные: наблюдения, беседа, анализ деятельности.
Прочие статьи:
Социализация ребенка, факторы, влияющие на процесс социализации
Социализация ребенка – процесс длительный и очень сложный. С одной стороны, любое общество, которое на каждом этапе своего развития вырабатывает определенную систему социальных и нравственных ценностей, свои идеалы, нормы и правила поведения, прежде всего само заинтересовано в том, чтобы каждый реб ...
Становление и развитие русской педагогики Х-ХIХ вв
Система воспитания — это совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза, государства) и логике выполнения социального заказа. Любая система воспитания востр ...
Изучение стратегии семейного воспитания
Важное значение для воспитания ребенка с нарушениями интеллекта имеет стратегия семейного воспитания. Для ее выявления родителям был предложен тест. Родителям предлагалось из четырех вариантов ответа выбрать самый для них предпочтительный. 1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется харак ...