Социализация ребенка – процесс длительный и очень сложный. С одной стороны, любое общество, которое на каждом этапе своего развития вырабатывает определенную систему социальных и нравственных ценностей, свои идеалы, нормы и правила поведения, прежде всего само заинтересовано в том, чтобы каждый ребенок, приняв и усвоив их, смог жить в этом обществе, стать его полноправным членом. Для этого общество в той или иной форме всегда оказывает целенаправленное воздействие на личность, осуществляемое через воспитание и образование. С другой стороны, на ее формирование большое влияние оказывают и разнообразные стихийные. Спонтанные процессы, происходящие в окружающей жизни. Поэтому суммарный результат таких целенаправленных и стихийных влиянии не всегда предсказуем и не всегда отвечает интересам общества.
В социологической, психологической и педагогической литературе достаточно основательно прорабатывают проблему детей с отклоняющимся поведением, разновидностями которого является детский алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения и преступность.
Среди детей, имеющих отклонения в социальном развитии, следует также выделить такую категорию, как дети, оставшиеся без попечения родителей. Это дети – сироты и так называемые «социальные сироты» - дети, которые имеют биологических родителей, но в силу разного рода обстоятельств не живут с ними. Для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существуют специальные образовательные и социальные учреждения. К ним относятся: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, социально-реабилитационные центры помощи детям, социальные приюты и д.р.
В реальной жизни определилось несколько вариантов детских судеб, требующих действенного вмешательства:
ребенок категорически отказывается жить дома, в то время как родители настаивают на его возвращении;
ребенок ночует под одной крышей с теми, кого трудно назвать семьей;
ребенок месяцами живет в больнице – он ни сирота, и поэтому не может быть помещен в детский дом;
ребенок попадает за решетку приемника-распределителя;
подросток убегает из детского дома.
К сожалению, законы не в состоянии предусмотреть эти случаи и лишь организовывают отношения между учреждением и ребенком словосочетанием «не имеет права»: приют не имеет права забирать ребенка от избивающих его родителей, приемник-распределитель не имеет право дать убежище «уставшему» от скитания по подвалам ребенку, детски дом не имеет право принять ребенка без документов и т.д.
Помещение ребенка на институциональное попечение, коим является детский дом, школа-интернат, «лесная школа», семейные детские дома, которые могут быть созданы государственными службами или частными организациями, не извлекающие из этого прибыли.
Опека – это форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных). Под опекой также понимают лица или учреждения, на которые возложено такое наблюдение.
Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательство опекунством.
Попечительство – форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категории людей), то есть под попечение, по сравнению с опекой может попадать значительно более широкая категория людей.
В настоящее время широко используется в обыденной жизни и теоретических исследованиях два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дет – сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу они берет на себя общество и государство.
Таким образом, к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети, у которых родители:
умерли;
лишены родительских прав;
ограничены в родительских правах;
признаны безвестно отсутствующими;
недееспособными (ограниченно дееспособными);
Прочие статьи:
Роль, место и функций специалистов начального профессионального образования
Администрация училище организовала курсовое обучение без отрыва от производства всего педагогического коллектива училище по современным педагогическим технологиям (отечественным и зарубежным) с акцентом на модульные технологии и методики, ориентированные на действия. Эти педагогические технологии а ...
Деятельность педагога-психолога по коррекции социального развития дошкольников
с ЗПР
Изученные ранее особенности общения, присущие детям старшего дошкольного возраста с ЗПР, подтвердили необходимость целенаправленной коррекционно-педагогической работы по формированию социально-коммуникативных навыков этих детей. Е.С. Слепович определены основные направления коррекционной работы по ...
Психомоторика как средство повышения психической и интеллектуальной
активности
В целостной структуре развития человека особая роль с давних пор отводится двигательному анализатору. На это указывал еще И.М.Сеченов, считавший, что психомоторной организации человека объективируются все формы психического отражения и двигательный анализатор выступает как интегратор всех анализато ...