Социализация ребенка, факторы, влияющие на процесс социализации

Статьи об образовании » Социальное сиротство » Социализация ребенка, факторы, влияющие на процесс социализации

Страница 1

Социализация ребенка – процесс длительный и очень сложный. С одной стороны, любое общество, которое на каждом этапе своего развития вырабатывает определенную систему социальных и нравственных ценностей, свои идеалы, нормы и правила поведения, прежде всего само заинтересовано в том, чтобы каждый ребенок, приняв и усвоив их, смог жить в этом обществе, стать его полноправным членом. Для этого общество в той или иной форме всегда оказывает целенаправленное воздействие на личность, осуществляемое через воспитание и образование. С другой стороны, на ее формирование большое влияние оказывают и разнообразные стихийные. Спонтанные процессы, происходящие в окружающей жизни. Поэтому суммарный результат таких целенаправленных и стихийных влиянии не всегда предсказуем и не всегда отвечает интересам общества.

В социологической, психологической и педагогической литературе достаточно основательно прорабатывают проблему детей с отклоняющимся поведением, разновидностями которого является детский алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения и преступность.

Среди детей, имеющих отклонения в социальном развитии, следует также выделить такую категорию, как дети, оставшиеся без попечения родителей. Это дети – сироты и так называемые «социальные сироты» - дети, которые имеют биологических родителей, но в силу разного рода обстоятельств не живут с ними. Для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существуют специальные образовательные и социальные учреждения. К ним относятся: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, социально-реабилитационные центры помощи детям, социальные приюты и д.р.

В реальной жизни определилось несколько вариантов детских судеб, требующих действенного вмешательства:

ребенок категорически отказывается жить дома, в то время как родители настаивают на его возвращении;

ребенок ночует под одной крышей с теми, кого трудно назвать семьей;

ребенок месяцами живет в больнице – он ни сирота, и поэтому не может быть помещен в детский дом;

ребенок попадает за решетку приемника-распределителя;

подросток убегает из детского дома.

К сожалению, законы не в состоянии предусмотреть эти случаи и лишь организовывают отношения между учреждением и ребенком словосочетанием «не имеет права»: приют не имеет права забирать ребенка от избивающих его родителей, приемник-распределитель не имеет право дать убежище «уставшему» от скитания по подвалам ребенку, детски дом не имеет право принять ребенка без документов и т.д.

Помещение ребенка на институциональное попечение, коим является детский дом, школа-интернат, «лесная школа», семейные детские дома, которые могут быть созданы государственными службами или частными организациями, не извлекающие из этого прибыли.

Опека – это форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных). Под опекой также понимают лица или учреждения, на которые возложено такое наблюдение.

Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательство опекунством.

Попечительство – форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категории людей), то есть под попечение, по сравнению с опекой может попадать значительно более широкая категория людей.

В настоящее время широко используется в обыденной жизни и теоретических исследованиях два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дет – сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу они берет на себя общество и государство.

Таким образом, к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети, у которых родители:

умерли;

лишены родительских прав;

ограничены в родительских правах;

признаны безвестно отсутствующими;

недееспособными (ограниченно дееспособными);

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Методы, приемы и средства обучения. Их выбор и реализация для достижения основных дидактических целей
Метод обучения – способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных задач. Прием обучения – это составная часть или отдельная ст ...

Эмпирическое исследование психологии педагогических ошибок учителей и младших школьников
Для изучения коммуникативно-педагогических ошибок были использованы методики: диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса. Данная методика была выбрана потому, что с помощью нее можно выявить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в группе, в шко ...

Эффективность социально-педагогической теории освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей
Организованная опытно-поисковая работа по проверке условий эффективности освоения мира учащимися осуществлялась на базе ряда учреждений дополнительного образования г.Оренбурга ( ЦЭВД, Школа «Вдохновение», ЦВР «Подросток»), г.Новотроицка (Центр развития творчества детей и юношества (ЦРТДЮ), г.Магнит ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru