Определение понятия "вербальная агрессия"

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Определение понятия "вербальная агрессия"

Страница 10

А.Н. Леонтьев различает чувства и эмоции по признаку устойчивости / ситуативности. Так, "собственно эмоции" определяются им как "состояния преимущественно идеаторные и ситуационные"; "предметные чувства" - как “устойчивые эмоциональные переживания".

В справочном пособии А.А. Смирнова и коллектива авторов чувства и эмоции различаются по связанным с ними потребностям: "В отличие от эмоций чувства связаны с потребностями, возникающими в ходе исторического развития человечества . В основе чувств лежат прежде всего потребности, связанные с отношениями между людьми .". В результате делается вывод о том, что эмоции присущи и животным, и человеку, тогда как чувства - только человеку.

Что же касается вопроса о том, какие эмоции следует относить к отрицательным, негативным, то здесь также нет единого подхода. Среди немногочисленных разработок данной проблемы наиболее продуманным представляется подход К.Е. Изарда. Анализируя качественный и количественный состав отрицательных эмоций, Изард полагает, что однозначно к ним можно отнести три фундаментальные эмоции, которые он назвал "враждебной триадой", поскольку любая комбинация этих трех эмоций составляет, по его мнению, основной аффективный компонент враждебности:

1. Гнев - "мотивирует нападение, мобилизует энергию индивида, готовит его к активной самозащите".

2. Отвращение - реакция на отвратительное, которая мотивирует "желание избавиться от кого-либо или чего-либо".

3. Презрение - "чувство превосходства над каким-то человеком, группой или предметом", "отстраненное переживание, побуждающее к агрессии, проявляющейся в хитрости и обмане".

С точки зрения К.Е. Изарда, "ситуации, вызывающие презрение, с меньшей вероятностью приводят к агрессии, чем те, которые вызывают гнев и отвращение". Таким образом, презрение рассматривается Изардом как наименее опасная из эмоций, составляющих "триаду враждебности".

Однако в реальности понятие "отрицательные эмоции", безусловно, и не ограничивается "враждебной триадой". Можно, например, утверждать и убедительно доказать на материале конкретных речевых ситуаций, что к группе эмоций, вызывающих вербальную агрессию, следует отнести обиду, разочарование, возмущение, недовольство, скуку и др.

Кроме того, как справедливо отмечает Н.Д. Левитов, "не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии". Так, существует "бессильный" гнев при фрустрации, когда нет никакой возможности снять барьер, стоящий на пути к цели. Иногда дети переживают гнев по отношению к старшим, но этот гнев агрессией даже в словесной форме обычно не сопровождается. Пример: поведение ученика на открытом уроке, когда подчеркнуто официальный характер общения или авторитет учителя не позволяют ребенку выплеснуть в форме вербальной агрессии свой гнев, вызванный например, приглашением к доске, какой-то нежелательной просьбой.

Итак, вопрос о составе отрицательных эмоций и проблема их классификации до сих пор остаются открытыми. Очевидным, однако, представляется следующее: поскольку экспериментально доказана и теоретически обоснована причастность по крайней мере трех эмоций (гнева, отвращения и презрения) к агрессии, то уже этот факт свидетельствует в пользу того, чтобы включить в определение вербальной агрессии само понятие "отрицательные эмоции" наряду с понятием "негативные чувства".

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Прочие статьи:

Управление образовательными системами: принципы, функции и методы руководства образовательными учреждениями
Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата. Основная идея государственно-общественного управления образованием ...

Проведение формирующего эксперимента в условиях ДОУ
Характеристика ДОУ Содержание образовательного процесса определяется следующими программами и педагогическими технологиями: Основная образовательная программа: • «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова, 2010г. Дополнительные образовательные програм ...

Психологические особенности подростка
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 − 8 классах средней школы и охватывают возраст от 11−12 до 14−15 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5 класс и происходить на год раньше или позже. Особое поло ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru