Не отрицая возможного влияния биологических и генетических факторов на становление агрессии, значительное число исследователей полагают, что на выбор агрессивной модели поведения, особенно речевого поведения, в значительной степени влияет множество социальных и средовых факторов.
2. При изучении вербальной агрессии в школьной речевой среде (ее диагностики, описании наиболее типичных ситуаций, видов и форм проявления) представляется целесообразным использовать достижения этологической концепции агрессивного поведения как уделяющей основное внимание именно этим аспектам в изучении данной проблемы.
При определении и отборе конкретных приемов осуществления контроля над вербальной агрессией в школьной речевой среде целесообразным представляется опираться на теорию социального научения, поскольку именно она имеет своим основным предметом выработку способов формирования нужного поведения или форм смещенных реакций - приемлемых в социуме действий, в которые смещается речевая агрессия.
3. Взгляд на исследуемую проблему с позиций психолингвистики позволяет установить сущность вербальной агрессии, выявить ее основные речемыслительные механизмы и определить необходимые предпосылки для осуществления контроля над речевой агрессией на всех уровнях ее проявления.
4. Анализ причин проявления вербальной агрессии в современном обществе и установление степени ее опасности и последствий позволили глубже уяснить механизмы воздействия данного феномена на общественное языковое сознание, а также определить основные предпосылки для разработки системы методов и приемов гармонизации речевого общения в исследуемой речевой среде.
5. В настоящее время большинством исследователей принимается следующее определение агрессии: агрессия - это любое действие, имеющее целью причинение вреда объекту. Однако, учитывая многообразие причин, ситуаций и форм проявления речевой агрессии, представляется крайне сложным сформулировать исчерпывающее и всесторонне научно обоснованное определения этого понятия. Современная наука не располагает таким определением; большинство имеющихся частных определений отличаются узостью или односторонностью подхода и потому не могут быть использованы в настоящей работе.
6. Необходимость формулировки "рабочего" определения речевой агрессии, потребовала выявить и установить: отличия данного феномена от смежных и сходных явлений; отличия между целенаправленными и нецеленаправленными проявлениями вербальной агрессии на основе разграничения понятий "речевое поведение" и "речевая деятельность"; отношение понятий "негативные чувства" и "отрицательные эмоции" к изучаемому явлению; основные факторы, определяющие степень и характер агрессивности высказывания.
7. В качестве "рабочего" определения вербальной агрессии в данной работе принимается следующие: вербальная агрессия - это словесное выражение негативных чувств, эмоций или намерений в особо неприемлемой в данной речевой ситуации форме.
Для изучения речевой агрессии школьников с учетом специфики поставленных в исследовании задач необходимо определить наиболее надежные методы диагностики данного явления. В дальнейшем это позволит описать конкретные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде и наметить пути ее преодоления.
Прочие статьи:
Условия и методы формирования культурно – гигиенических навыков
К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых. Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудова ...
Понятие воспитания
Понятие «воспитание» связано и в то же время отличается от понятий «становление» и «социализация». Социализация- процесс формирования личности в определённых социальных условиях, в ходе которого человек усваивает социальный опыт, вводит избирательно в свою систему поведения такие нормы и правила по ...
Методика С.А. Мироновой
С.А. Миронова предложила систему преодоления заикания у дошкольников в процессе прохождения в целом программы средней, старшей и подготовительной групп детского сада. Коррекционное воздействие на заикающихся детей осуществляется на занятиях (как основной форме образовательной работы в детском саду) ...