Урок – это всегда часть. Фрагмент единого целого, своеобразная «клеточка» учебного процесса, в которой проявляются признаки, присущие всему явлению. Какие требования общество предъявляет сегодня к школьному обучению в целом, а, следовательно, и к обучению математики?
На этот вопрос пытались ответить известные современные педагоги Ш. Амонашвили, В. Давыдов, И. Волков в статье «Войдем в новую школу. Отчет о четвертой встрече педагогов – экспериментаторов, педагогов – ученых, публицистов».
«Наступила переломная точка. Никакие «усилить» и «улучшить», никакие «повысить» и «обратить внимание» не помогут. Нашему обновляющему обществу нужна новая школа».
«Кто требует от школы лишь знаний, умений и навыков и при этом не ставит на первый план духовное, нравственное, умственное и физическое развитие ребенка, тот пытается по сути поставить телегу впереди коня. На первом месте должно быть развитие ребенка, которое и позволит ребенку добывать знания, вырабатывать умения и навыки».
«Что такое развитие? Это не только приращение знаний, умений и навыков, но и превращение ребенка в обновленного человека, превращение знаний и умений в способности, в возможности свободной деятельности… Развивающий урок – это не урок готовых истин, а урок поиска истины. Его признак – сомнение ученика в своих знаниях и даже в том, что говорит учитель. Именно с сомнения начинается поиск и творчество, именно сомнение вызывает интерес и показывает зарождение интереса… Обычная школа учит отвечать. Школа развития учит спрашивать».
Анализируя эти высказывания, можно сделать вывод, что сегодня в общественном сознании происходит смена приоритетов: на первое место выдвигается задача развития ребенка, так как это позволит сделать более эффективным процесс обучения.
Среди различных концепций развивающего обучения, основанных на теории Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития ребенка, сегодня большое внимание встречает подход, разрабатываемый В.В. Давыдовым, В.В. Репкиным. В трактовке этих психологов развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на закономерности развития ребенка. В качестве основы развития школьников они рассматривают учебную деятельность, которая «понимается как особая форма активности, направленная на овладение принципами построения определенных действий с изучаемым объектом – словом (в данном случае).
Овладение такими принципами должно расширять возможности ученика, превращать его в подлинного субъекта учения. Позиция активного субъекта учебной деятельности положительно сказывается на становление учебно-познавательных интересов школьника, на перестройке его мышления, воображения, памяти, на возникновение ряда новых свойств и качеств личности.
Следовательно, при дальнейшем рассмотрении проблемы обучения математике с позиции теории развивающего обучения в начальной школе необходимо в качестве основной задачи выделить становление у младших школьников умения учиться.
Это умение формируется в учебной деятельности. С появлением умения учиться школьник из обучаемого, ведомого учителем, становится субъектом собственного развития.
Учебная деятельность – это такая деятельность, в которой воспитывается способность к самоизменению, то есть к целенаправленному и сознательному изменению своих умений, знаний, способностей.
Какие свойства, способности должны развиваться в ребенке, чтобы он научился учиться?
Прочие статьи:
Преодоление
задержки речевого развития у детей раннего возраста
В диагностическую группу детского сада компенсирующего вида принимаются дети 2-4 лет с сохранным интеллектом, имеющие задержку речевого развития разной этиологии. Экспрессивная речь у них представлена в виде отдельных звукоподражаний, аморфных слов-корней, усеченных фраз или коротких малопонятных п ...
Теоретическое обоснование проблемы организации культурно-досуговой
деятельности на уроке иностранного языка через диалог
Диалог сам по себе представляет сложный материал, далеко не ограничивающийся каким-то одним аспектом. Об этом свидетельствует огромное количество исследовательских работ в этой области. Сам диалог представляет собой своего рода воплощение языка в конкретных и специфических средствах. Это особая фор ...
Формирование экологической культуры подростков
В современную эпоху экологические проблемы затрагивают интересы каждого человека, человечество в целом. Вопрос об экологическом образовании сам по себе не новый. Он получил развитие в работах И. Т. Суравегиной (экологизация курсов биологии и создание курсов по экологии человека), А. Н. Захлебного ( ...