Возможные функции инвективы в речевой молодежной субкультуре подробно рассматривает В.И. Жельвис. Назовем основные:
1. Инвектива как средство установления контакта и узнавания друг друга членами данной микрогруппы, установление корпоративного духа общающихся (криптолалическая функция инвективы). К этой группе слов и выражений можно отнести "жизнерадостные вокативы, эмоционально выражающие положительное отношение" говорящего к адресату или речевой ситуации в целом. Например, приветствуя члена своей компании, ему говорят: "Привет, падло!" Обязательным условием при этом является ожидание адресанта, что адресат не обидится на инвективу и имеет право ответить подобным же образом.
2. Инвектива как средство дружеского подтрунивания или подбадривания. Здесь используется в целом тот же вокабуляр, что и в первом случае, но в роли инвектанта выступает лишь один из говорящих, как правило, обладающий большим авторитетом в данной микрогруппе, тот, к чьему мнению прислушиваются.
3. Функция искусства - т.н. "виртуозная брань". Использование инвективы в этом случае вызывает просто комический эффект, поскольку "в изощренности инвективы нет практической необходимости . Катарсис наступает в результате взламывания табу ", и "авторов подобных текстов интересует в значительной мере не цель добиться унижения реципиента ., важнее сам процесс творчества, блеск демонстрируемых стилистических приемов per se".
В.И. Жельвис дает лингвистическое объяснение данного явления: своеобразный разрыв между мыслительными и речевыми средствами, имеющимися в распоряжении детей, недостаточном овладении основными коммуникативными умениями и навыками, в связи с чем виртуозная брань воспринимается рядовыми членами молодежной группы как недоступное большинству искусство. Стоит лишь заметить, что не только инвектива, но и ряд других внешне агрессивных высказываний не являются таковыми, когда используются при общении в "своей" микрогруппе для реализации потребности самоутверждения, в качестве демонстрации оригинальности, остроумия, находчивости.
Подобной точки зрения придерживаются, в частности, Е.Н. Гуц, которая отмечает, что " .детские "угрозы" часто не что иное, как игра словами, шутка, иногда - "заигрывание", иногда - своеобразный конкурс веселых и находчивых"; и М.В. Осорина, которая полагает, что "примером своеобразной тренировки и демонстрации социальных умений, обеспечиваемой фольклорными текстами и регулируемой определенными правилами, являются традиционные перебранки при встрече соперников двух враждующих групп или просто мальчиков и девочек". По ее мнению, "нельзя прямолинейно утверждать, что дразнилка - только форма словесной агрессии, а потому негативное явление. С которым надо бороться". На криптолалическую и контактоустанавливающую функции ругательств ("бесцензурного разговора") указывает и Л.И. Скворцов.
3. Отличия между целенаправленными и нецеленаправленными проявлениями речевой агрессии
Прочие статьи:
Координация усилий семьи с педагогами, дефектологами,
воспитателями, обществом
Семья является наиболее значимым фактором социализации детей и подростков в общество, и ее влияние значительно превосходит влияние общественных образовательный учреждений, групп сверстников. В случае с ребенком с нарушениями интеллекта роль семьи неизмеримо возрастает, так как в силу особенностей и ...
Понятие образовательной технологии. Характеристика одной из образовательных
технологий
Педагогическая технология – последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Педагогическая технология – это строго научное прое ...
Основные моменты системы правового воспитания в
школе
Воспитание и самовоспитание соучастников образовательной деятельности снова становится актуальной общественной проблемой развития современной системы образования. Однако, традиционное для нашей школы понимание воспитания как целенаправленного воздействия на человека, прививающего ему потребные обще ...