На основании опыта можно сделать вывод о влиянии гетероауксина на быстроту развития корней и рост растений. Опыт можно усложнить, используя гиббереллин и другие ростовые вещества. Исследования помогут убедиться, насколько целесообразно в производственных условиях для укоренения черенков смородины, винограда и других вегетативно размножаемых растений использовать ростовые вещества.
Влияние света на изменчивость признаков можно наблюдать в опыте с хлорофитумом. Для этой цели с одного растения отсадить несколько молодых растений - деток. Одну группу поместить на солнечном освещении, другую - на северном окне. Надо вести одинаковый уход и наблюдать пестролистность, количество хлорофилла в листьях и строение столбчатой ткани листа.
Опыт показывает, что у растений, выращенных на северном окне или вдали от света, листья зеленые, а у растений в хорошо освещаемых условиях проявляются пестролистность: образуется сравнительно мало хлорофилла, что можно установить по интенсивности окраски листьев или по хлорофилловой вытяжке. Ее готовят следующим образом: отвешивают по 20 г листьев из обоих вариантов опыта; режут листья на мелкие кусочки, растирают их в ступке (фарфоровой), приливают равное количество спирта и отфильтровывают. Хлорофилл растворяется в спирте и окрашивает его поразному в зависимости от своего количества. Кроме того, можно сравнить под микроскопом строение столбчатой ткани в листьях растений из обоих вариантов опыта.
Влияние интенсивности освещения на формирование признаков растений можно также проследить на традесканции зебровидной или колеусе. Хорошо известно, что у одного и того же экземпляра этого растения на солнечных окнах окраска листьев очень красочная, яркая, а при недостатке света она значительно бледнеет. Это можно подтвердить опытом с растениями, выращенными из черенков, нарезанных с одного растения и окорененных в одинаковых условиях. Одну группу таких растений надо поместить на солнечном освещении, а другую - вдали от окна; наблюдать за интенсивностью и гаммой окраски листьев.
Опыты позволяют учащимся делать выводы о значении интенсивности освещения для усиления фотосинтеза, а следовательно, и для повышения урожайности сельскохозяйственных культур. Они помогут лучше понять значение соблюдения оптимальной площади питания при возделывании культурных растений, своевременной прорывки, прополки, дополнительного освещения, промывки стекол в парниках и теплицах и других агроприемов.
Мутационную наследственную изменчивость можно показать, демонстрируя комнатные растения одного вида или рода, но имеющие различное проявление какого-либо признака у разных особей. Например, различный характер рассеченности листовых пластинок можно показать на примере пеларгоний зональной и душистой; различную окраску околоцветника белую, розовую, красную, малиновую - у пеларгоний; белую и розовую - у гортензий; сиреневую, розовую, малиновую, лиловую - у сенполий и глоксиний; цветки махровые и простые - у пеларгоний и сенполий и др.
Цитоплазматическую (прежде всего пластидную) наследственность можно наблюдать на хлорофитуме, плюще, традесканции зебровидной, аукубе и других растениях, листья которых имеют серебристо-белые или золотисто-желтые полосы и пятна. Эти растения очень удобны для иллюстрации роли яйцеклеток и пыльцы в передаче живыми организмами ряда признаков последующим поколениям и демонстрации роли структурных элементов цитоплазмы (в частности, пластид) в передаче потомству признаков материнского организма. С этой целью учащимся в уголке живой природы можно провести опыт с одним из пестролистных растений. Такой опыт рекомендуем заложить в нескольких вариантах;
Прочие статьи:
Характеристика мышления детей старшего дошкольного возраста
Мышление - вид интеллектуальной деятельности, процесс решения задач, связанный с открытием человеком нового знания для себя. Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Мышление - психический процесс отражени ...
Характеристика словесных методов и возможности их применения в процессе
обучения истории в основной школе
К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их применения учитель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а ученики посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают. Рассказ. Этот метод предполагает устное пове ...
Значение творчества Шацкого для советской педагогики
Творчество Шацкого — предмет пристального внимания не только советских педагогов, но и западноевропейских ученых. В современной западной литературе предпринимаются попытки изобразить Шацкого как последователя Л. Н. Толстого, педагогической системы Д. Дьюи и сторонника теории свободного воспитания. ...