При изучении темы «Закономерности изменчивости» комнатные растения могут стать незаменимыми объектами, для того чтобы на конкретных примерах раскрыть влияние факторов окружающей среды на формирование признаков у отдельных организмов в процессе их индивидуального развития, показать суть модификационной и мутационной изменчивости, цитоплазматической наследственности и различных форм естественного отбора.
Модификационную (ненаследственную) изменчивость и роль среды в формировании признаков очень наглядно можно показать в опытах с любым вегетативно размножаемым комнатным растением. Их вегетативное потомство получает от исходных экземпляров одинаковые наследственные задатки (одинаковый генотип) и особенно удобно проследить влияние конкретных факторов среды, в которых протекает развитие отдельных экземпляров, на формирование их признаков.
Удобным объектом для выявления влияния полива на рост и развитие растения может служить традесканция. Для проведения опыта нужно с одного растения нарезать максимальное количество черенков, окоренить их и высадить в горшки одинаковой величины, наполненные почвой, состоящей из 1 части дерновой земли и 1 части перегноя, поместить их в одинаковые условия освещения и сформировать из них три группы по 2-3 растения в каждой. В дальнейшем растения первой группы ежедневно обильно поливать и держать в поддонах, наполненных водой; растения второй группы - поливать через сутки; третью группу - поливать ограниченно, не допуская пересыхания кома земли. За всеми тремя группами в течение 1,5-2 месяцев вести регулярные наблюдения, а результаты заносить в таблицу (табл. 8).
Таблица 8
|
№ п/п |
Варианты опыта |
Рост |
Развитие | |||
|
Длина стебля (в см) |
Количество листьев |
Площади листовых пластин (в см2) |
Цоявление бутонов |
Цветение | ||
На основании полученных данных можно сделать выводы о влиянии полива на рост и развитие традесканции, определить, в каких условиях растение развивается лучше, и связать эти выводы с происхождением растения, условиями местности его родины .
Аналогичный опыт можно провести на окорененных черенках пеларгонии, колеуса, фуксии, жасмина, бальзамина и других комнатных растений.
На основании опытов можно сделать вывод о влиянии орошения на образование зеленой массы, плодов, семян и других хозяйственно-ценных признаков, ради которых их выращивают, у различных сельскохозяйственных растений.
Прочие статьи:
Деятельность педагога-психолога по коррекции социального развития дошкольников
с ЗПР
Изученные ранее особенности общения, присущие детям старшего дошкольного возраста с ЗПР, подтвердили необходимость целенаправленной коррекционно-педагогической работы по формированию социально-коммуникативных навыков этих детей. Е.С. Слепович определены основные направления коррекционной работы по ...
Ролевая игра - ведущая
деятельность дошкольника
ролевая игра младший дошкольный возраст В.С. Мухина считает, что дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способности действовать в плане о ...
Феномены учебной инициативы
Прежде, чем мы перейдем к обсуждению экспериментальных данных, следует уточнить понимание учебной инициативы, а именно его специфику относительно конца младшего школьного возраста. Ведь противопоставление формально-исполнительского и учебного типа действий, то, как мы определили границы учебной ини ...