Процесс мейоза в условиях школы удобнее наблюдать на готовящихся к цветению амариллисе, примуле, кливии, бальзамине, пеларгонии, традесканции и др. Для этой цели используют либо живые, только что срезанные бутоны растений, либо зафиксированные в уксусном растворе Корнуа (3:1) и в 70-процентном этиловом спирте. Перед фиксацией следует обязательно убедиться, что в данном цветке или соцветии идет процесс мейоза. После этого срезать отобранные бутоны, осторожно пинцетом отделить тычинки и пестики и зафиксировать их в растворе Корнуа (3:1) и перенести в 70-процентный спирт. Техника фиксации и промывания та же, что при митозе. Для приготовления временных давленых препаратов пыльник поместить пинцетом на предметное стекло, раздавить стеклянной палочкой или препаровальной иглой, чтобы рассредоточить содержимое. Затем несколько пыльцевых зерен перенести пинцетом на чистое предметное стекло, окрасить их ацетокармином или ацетоорсеином. Данные препараты готовить в той же последовательности, как и в работе по изучению митоза.
На уроке эти микропрепараты вначале надо рассмотреть при малом увеличении, найти сформированное пыльцевое зерно и определить, сколько в нем клеток и какая из них гамета.
Оплодотворение и образование плодов у растений можно также изучать на цветущих примуле, амариллисе, кливии. У этих растений пестик крупный, а его рыльце, столбик и завязь хорошо развиты. На продольном разрезе пестика даже невооруженным глазом можно ясно различить семяпочки.
Кроме того, учащимся надо показать под микроскопом проросшую пыльцу. Проращивание пыльцы в уголке живой природы выполняют двое-трое учащихся по заданию учителя. Существует несколько способов проращивания пыльцы и определения ее жизнеспособности. В условиях школы наиболее удобно выполнять это следующим образом:
1. Приготовить несколько влажных камер для микропрепаратов. С этой целью на углах покровных стекол из расплавленного парафина сделать бугорки-ножки высотой около 5 мм.
2. В центр каждого покровного стекла пипеткой капнуть 5-процентный раствор глюкозы, а затем кисточкой перенести в нее немного живой созревшей пыльцы.
3. Перевернуть покровные стекла ножками вниз и установить их на предметные стекла.
4. Несколько таких влажных камер поместить в чашки Петри на влажную фильтровальную бумагу, накрыть крышкой и поставить для проращивания на несколько часов в теплое место или термостат при температуре 20-25°С.
На уроке под микроскопом можно наблюдать проросшие пыльцевые трубки и лопнувшие пыльцевые зерна. Зарисовать их, отмечая спермин и вегетативную клетку.
Чтобы лучше понять биологический смысл процессов опыления и оплодотворения, ребята в биологическом кабинете по заданию учителя могут выполнить несложный опыт по образованию плодов и семян у комнатных растений при искусственном опылении. Для его проведения нужно взять два экземпляра одного вида комнатных растений с бутонами. На одном из них, чтобы предотвратить самоопыление у большинства бутонов, пинцетом осторожно удалить все тычинки (кастрировать цветы). Чтобы предотвратить попадание пыльцы с других цветущих растений этого вида, на кастрированные цветки надевают изоляторы. Затем некастрированные бутоны и распустившиеся цветки на этом растении удаляют. Когда у кастрированных цветков созреет пестик и на рыльце появится капелька жидкости, надо осторожно, сняв изолятор, на часть кастрированных цветков нанести пыльцу, собирая ее кисточкой с лопнувших пыльников распустившихся цветков другого растения. Для более надежного завязывания семян через 2-3 суток опыление повторяют. На опыленные цветки привязывают этикетки или помечают их цветной ниточкой. Другие кастрированные цветки не опыляют. В дальнейшем ведут наблюдения за образованием плодов, записывая все изменения в таблицу (табл. 7).
Таблица 7
№ п/п |
Вариант опыта |
Даты |
Изменение в частях цветка | ||
кастрации |
опыления |
образования плодов | |||
Прочие статьи:
Роль фабульных текстов при обучении чтению
По способам ориентации на коммуниканта тексты делят на прерывно-фабульные и непрерывно-фабульные. Фабула – это лежащий в основе текста материал, сюжет – то, что из этого материала и как отражено в тексте. В непрерывно-фабульных текстах развитие темы не прерывается авторскими отступлениями и минимал ...
Интерес к физической культуре как фактор повышения активности учащихся на
уроке физической культуры
Интерес – это осознанное избирательное положительное отношение к чему-либо, побуждающее человека проявлять активность для познания интересующего его объекта. Интерес характеризуется широтой, глубиной, устойчивостью, мотивированностью, действительностью. Интересы учащихся к уроку физической культуры ...
Понятие "активная деятельность" в
психолого-педагогической литературе
Учебная деятельность является специфической, ведущей деятельностью младшего школьника. В ней ребенок овладевает отдельными способами учебных действий, у него развиваются познавательные интересы, формируется социальная активность. Учебная деятельность - это особый вид деятельности, отличный от други ...