Изучая тему «Размножение и развитие организмов», наряду с использованием готовых микропрепаратов для наблюдения деления клеток, митоза, мейоза и прорастания пыльцы, для ознакомления со спецификой отдельных хромосом и кариотипа, а в особенности для демонстрации различных форм размножения можно широко привлекать комнатные растения.
Деления клеток, митоз, кариотип и отдельные хромосомы можно рассматривать на временных давленых препаратах корней, например традесканции, пеларгонии, бальзамина. Их изготовление за несколько суток до урока можно организовать в биологическом кабинете школы, привлекая к этой работе учащихся, желающих более углубленно изучать биологию. Изготовление временных давленных препаратов проводят в следующей последовательности:
1. Из окорененных черенков традесканции, бальзамина или других комнатных растений осторожно скальпелем отрезать кончики корней длиной 0,5-0,7 см (здесь происходит интенсивное деление клеток) и поместить их для фиксации на сутки в фиксатор Корнуа. Такой фиксатор готовят из трех частей 96-процентного спирта и одной части ледяной уксусной кислоты.
2. После фиксации корни хорошо промыть в 70-процентном спирте и поместить их в новую порцию спирта такой же концентрации, в котором они могут храниться несколько месяцев.
3. Приготовить ацетокарминовый или ацетоорсеиновый краситель для окраски корешков. С этой целью в стеклянную колбу объемом 200-250 мл надо налить 55 мл дистиллированной воды, прилить 45 мл ледяной уксусной кислоты и насыпать 2-4 г кармина или орсеина; в колбу вставить стеклянную воронку и кипятить на тихом огне в течение часа; затем охладить и отфильтровать.
4. Для окраски перенести 2-3 корня из спирта в бюкс с водой на 5 мин, слить воду и поместить корни на 10 мин для мацерации (распада ткани на отдельные клетки) в тигелек с 45-процентным раствором уксусной кислоты. Затем перенести корни в тигелек с ацетокармином или ацетоорсеином. Закрыть крышкой и осторожно нагревать на спиртовке (не доводя до кипения!), после чего оставить корни на 15 мин в тигельке для остывания.
5. Для приготовления временных давленых препаратов следует извлечь пинцетом корни из красителя, поместить их на предметное стекло и скальпелем отделить темноокрашенные их кончики длиной 1,5-2 мм. Остальную часть можно удалить. Нанести на стекло каплю уксусной кислоты и оттянуть ее полоской фильтровальной бумаги. Эту процедуру повторить 2-3 раза. Накрыть препарат покровным стеклом и осторожно, чтобы не раздавить стекло, круговыми движениями ручки препаровальной иглы раздавить препарат.
6. Чтобы препарат можно было сохранить для следующего урока, края покровного стекла с помощью скальпеля надо смазать разогретым парафином или обвести кисточкой с лаком для ногтей.
На уроке, помещая микропрепарат под микроскоп, с целью обнаружения делящихся клеток на разных фазах митоза их рассматривают и зарисовывают при малом увеличении, наблюдая за состоянием ядра, ядерной оболочки, ядрышка и цитоплазмы. Особое внимание обращают на состояние хромосом в каждой фазе митоза. Затем отбирают клетку, находящуюся в стадии метафазы, когда хромосомы лучше видны, и переводят микроскоп на большое увеличение. Чтобы определить кариотип растений и установить специфику строения отдельных хромосом, детально рассматривают и зарисовывают эту клетку и отдельные хромосомы, по возможности подсчитывая их количество.
При изучении форм размножения живых организмов комнатные растения могут стать незаменимыми объектами для демонстрации различных способов вегетативного размножения растений. На конкретных, соответственно подобранных экземплярах десятиклассникам можно продемонстрировать опыты по размножению растений стеблевыми черенками, усами, прививкой черенком, окулировкой, луковицами, корневищем, клубнями, корневыми черенками, листом и частями листа, детками (опыты описаны в теме «Вегетативное размножение растений»). С половым размножением растений учащихся можно познакомить, используя комнатные растения из различных опытов, выполняемых кружковцами разных классов по получению плодов и семян у комнатных растений.
Процесс развития половых клеток у различных организмов имеет много общего, так как в его основе лежит мейоз. Наряду с этим его особенности присущи каждому виду растений или животных. Кроме того, мужские и женские клетки у всех организмов, размножающихся половым путем, различаются по характеру развития и по строению.
Прочие статьи:
Влияние сформированности пространственно зрительного гнозиса и оптико –
пространственных представлений на усвоение ребенком письменной речи
Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавл ...
История возникновения и
развития аппликации как художественного творчества
Аппликация - это вид художественной деятельности, когда из кусочков кожи, ткани или бумаги вырезают фигурки, а затем наклеивают на основу-фон. При этом материалом-основой, как правило, служит дерево, плотная бумага или картон. История аппликации берет свое начало в 18 - начале 19 веков. В это время ...
Методические рекомендации воспитателям по развитию мышления
детей старшего дошкольного возраста
1. При работе по повышению уровня развития мышления детей воспитатель детского сада должен знать, что такое мышление и каковы его особенности на данном возрастном этапе. Мышление - вид интеллектуальной деятельности, процесс решения задач, связанный с открытием человеком нового знания для себя. Для ...