Экспериментальное изучение проводилось с сентября по декабрь 2004 года на базе общеобразовательной школы № 4 п. Кундур с учащимися 1-2 классов. Исследование проводилось в несколько этапов, констатирующий, формирующий, контрольный в количестве 20 человек.
1 этап констатирующий, цель данного этапа: разработать и апробировать наиболее эффективные пути коррекции письменной речи при дисграфии у младших школьников, используя дифференцированный подход.
На втором этапе у школьников экспериментальной группы изучались специфические ошибки письма; устная речь; другие вербальные и невербальные психические функции.
Целью нашего исследования явилось изучение связей между показателями зеркальных ошибок письма.
В ходе эксперимента были поставлены следующие задачи:
1. выявить особенности нарушений письменной речи при дисграфии у младших школьников разработать и апробировать систему коррекционных упражнений с целью формирования правильного письма.
2. определить результативность экспериментального исследования. Особое внимание на данном этапе мы уделили следующим показателям: обследованию мелкой моторики, соотнесение выделенной из слова фонемы, проговаривания.
1 этап – Констатирующий, который позволил выявить: особенности нарушения зрительно – моторной координации у младших школьников. В него входят четыре обследуемых этапа.
Для выявления исследования были выбраны занятия, которые соответствовали целям и задачам нашей работы и дали возможность получить значимые результаты.
Схема обследования детей с расстройствами чтения и письма включает следующие разделы.
Моторная операция процесса письма — воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль. По мере написания букв, слов кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного. Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Исследование состояния ручной моторики
Первая этап состоит из упражнений. Первый комплекс двигательных упражнений посвящен выявлению координаций движения рук, ног и глаза. Нами было выбрано 20 учащихся из разных классов с 1 по 2-ой класс, см. Таблицу 2.1.1
Таблица 2.1.1
Обследования детей на ведущий «глаз, руку, ногу»
Имя Ф. |
кл. |
Ведущая рука |
Ведущая нога |
Ведущий глаз |
1.Екатерина П |
1 |
Прав. |
Прав. |
Прав. |
2.Василий Н. |
1 |
Прав. |
Прав. |
Прав. |
3.Светлана Л. |
2 |
Левая |
Левая |
Левый |
4.Андрей К. |
1 |
Левая |
Левая |
Левый |
5.Елена В. |
2 |
Прав. |
Прав. |
Прав. |
6.Анастасия М |
2 |
Прав. |
Прав. |
Прав. |
7.Стас Ю |
1 |
Левая |
Левая |
Левая |
8.Ульяна С |
2 |
Прав. |
Прав. |
Прав. |
9.Павел М |
1 |
Прав. |
Прав. |
Прав. |
10.Саша В. |
1 |
Левая |
Левая |
Левая |
11.Данил Д. |
2 |
Прав. |
Прав. |
Прав. |
12.Максим П. |
1 |
Прав. |
Прав. |
Прав. |
13.Вика Б. |
2 |
Левая |
Левая |
Левая |
14. Диана А. |
2 |
Левая |
Левая |
Левая |
15.Алексей Т. |
1 |
Прав. |
Прав. |
Прав. |
16.Антон А. |
1 |
Прав. |
Прав. |
Прав. |
17.Артем Л. |
2 |
Прав. |
Прав. |
Прав. |
18.Влада В. |
2 |
Прав. |
Прав. |
Прав. |
19.Слава Л. |
1 |
Прав. |
Прав. |
Прав. |
20.Костя К. |
2 |
Прав. |
Прав. |
Прав. |
Прочие статьи:
Учитель как субъект педагогической деятельности
Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности. Позиция педагога - это система тех интеллектуальных, волевых и эмоциона ...
Методические рекомендации педагогам по организации самостоятельной работы
учащихся на уроках технологии «Ручное ковроделие» 7 класс
Методические рекомендации педагогам по организации самостоятельной работы учащихся на уроках Технологии для 7 классов в общеобразовательной школе предназначены для развития активной умственной деятельности школьников в процессе их самостоятельной работы. В педагогической литературе организация само ...
Развитие метроритмического чувства
Для развития чувства метра (равного биения сильных и слабых долей) можно использовать всякое равномерное движение: хождение под песню, под инструментальную музыку, подражательные движения, которые ребенок делает во время игры. Выбрав известную детскую песню, которую ученики поют хором, я ставлю дет ...