Понятие воспитания

Страница 5

Для практической работы педагога больше всего подходит следующая классификация методов воспитания:

· методы убеждений, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией (внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждение);

· методы упражнений, с помощью которых организуется деятельность воспитуемых, и стимулируются позитивные её мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха);

· метод оценки и самооценки, с помощью которых производится оценка поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения (критика, поощрение, замечания, наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики).

Существуют также и формы воспитания

– способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности воспитанников.

Надо отметить, что единого подхода к классификации форм воспитательной работы нет. Наиболее распространённой является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы воспитанники: массовые формы (участие всего класса), кружковая, групповая и индивидуальная. Заслуживает внимания подход к определению форм воспитательной деятельности, например для организации познавательно-развивающей деятельности детей более подходят такие формы, как викторины, конкурсы и т.п.

При осуществлении нравственного воспитания могут применяться такие формы как беседа на этические формы, литературно-музыкальные композиции и др.

Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов воспитания. Для каждого детского коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее. В основе выбора форм воспитательной работы должна находиться педагогическая целесообразность.

Практика показывает, что часто применяемые одни и те же формы организации воспитательной работы теряют свою новизну, становятся трафаретными и в силу этого не дают ожидаемой эффективности. Опытные педагоги стремятся использовать многообразие форм воспитания.

Воспитание, как целенаправленный процесс должно обеспечивать поведение человека в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе, и вместе с тем способствовать формированию индивидуальных черт и качеств личности. Воспитание оказывает большое влияние на развитие человека и его личности. Но сила его воздействия зависит, прежде всего, от влияния среды, а также от наследственности. Воспитание может сыграть главную определяющую роль в развитии и формировании личности лишь в условиях благоприятной социальной среды, когда общество заботится о создании тех условий для всестороннего развития задатков и способностей человека. Однако благоприятная среда действует положительно не сама по себе. Важную роль в воспитании играет целенаправленная деятельность всех воспитательных учреждений, которые создаются обществом. Вот почему в развитии человека и формировании его личности особую роль играет взаимодействие воспитания с влиянием семьи и ближайшего окружения. Педагог должен изучать и учитывать особенности воспитания ребёнка в семье и если поддерживается плохое влияние, то вмешиваться в процесс семейного воспитания. Важно знать и ближайшее окружение ребёнка, так как оно может оказывать отрицательное влияние.

Ведущей формой обучения на ступени раннего детства является игровая деятельность.

Маленькие дети очень эмоциональны. У них преобладает непроизвольное внимание, поэтому первостепенное значение имеет занимательность занятий. Большая часть занятий проводится либо в форме игры, либо с использованием игровых приёмов. Игра носит социальный

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Прочие статьи:

Особенности работы на основном этапе. Совместная деятельность учителя и учеников
На основном этапе внеклассного чтения становится по-настоящему чтением вне класса: дети получают задания на дом, так как их читательские умения достигают порогового уровня достигают порогового уровня и они могут самостоятельно действовать с книгой и среди книг. Целью обучения на этом этапе провозгл ...

Методические рекомендации воспитателям по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста
1. При работе по повышению уровня развития мышления детей воспитатель детского сада должен знать, что такое мышление и каковы его особенности на данном возрастном этапе. Мышление - вид интеллектуальной деятельности, процесс решения задач, связанный с открытием человеком нового знания для себя. Для ...

Похвала
Не следует думать, что существующие поощрения не эффективны, что они “не работают”. Даже положительная мимическая реакция педагога или лаконичное одобрение — это совсем немало, ибо улыбка и теплое слово, как хлеб, никогда не надоедают. Приветливое и радушное лицо педагога — это поистине педагогичес ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru