Понятие воспитания

Страница 5

Для практической работы педагога больше всего подходит следующая классификация методов воспитания:

· методы убеждений, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией (внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждение);

· методы упражнений, с помощью которых организуется деятельность воспитуемых, и стимулируются позитивные её мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха);

· метод оценки и самооценки, с помощью которых производится оценка поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения (критика, поощрение, замечания, наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики).

Существуют также и формы воспитания

– способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности воспитанников.

Надо отметить, что единого подхода к классификации форм воспитательной работы нет. Наиболее распространённой является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы воспитанники: массовые формы (участие всего класса), кружковая, групповая и индивидуальная. Заслуживает внимания подход к определению форм воспитательной деятельности, например для организации познавательно-развивающей деятельности детей более подходят такие формы, как викторины, конкурсы и т.п.

При осуществлении нравственного воспитания могут применяться такие формы как беседа на этические формы, литературно-музыкальные композиции и др.

Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов воспитания. Для каждого детского коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее. В основе выбора форм воспитательной работы должна находиться педагогическая целесообразность.

Практика показывает, что часто применяемые одни и те же формы организации воспитательной работы теряют свою новизну, становятся трафаретными и в силу этого не дают ожидаемой эффективности. Опытные педагоги стремятся использовать многообразие форм воспитания.

Воспитание, как целенаправленный процесс должно обеспечивать поведение человека в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе, и вместе с тем способствовать формированию индивидуальных черт и качеств личности. Воспитание оказывает большое влияние на развитие человека и его личности. Но сила его воздействия зависит, прежде всего, от влияния среды, а также от наследственности. Воспитание может сыграть главную определяющую роль в развитии и формировании личности лишь в условиях благоприятной социальной среды, когда общество заботится о создании тех условий для всестороннего развития задатков и способностей человека. Однако благоприятная среда действует положительно не сама по себе. Важную роль в воспитании играет целенаправленная деятельность всех воспитательных учреждений, которые создаются обществом. Вот почему в развитии человека и формировании его личности особую роль играет взаимодействие воспитания с влиянием семьи и ближайшего окружения. Педагог должен изучать и учитывать особенности воспитания ребёнка в семье и если поддерживается плохое влияние, то вмешиваться в процесс семейного воспитания. Важно знать и ближайшее окружение ребёнка, так как оно может оказывать отрицательное влияние.

Ведущей формой обучения на ступени раннего детства является игровая деятельность.

Маленькие дети очень эмоциональны. У них преобладает непроизвольное внимание, поэтому первостепенное значение имеет занимательность занятий. Большая часть занятий проводится либо в форме игры, либо с использованием игровых приёмов. Игра носит социальный

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Прочие статьи:

Похвала
Не следует думать, что существующие поощрения не эффективны, что они “не работают”. Даже положительная мимическая реакция педагога или лаконичное одобрение — это совсем немало, ибо улыбка и теплое слово, как хлеб, никогда не надоедают. Приветливое и радушное лицо педагога — это поистине педагогичес ...

Закономерности и принципы воспитательного процесса
Закономерности – необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи м/у явлениями и процессами. Принципы – это основные положения, сформировавшиеся в виде требований к организации педагогического процесса. Метопринципы. Принцип центрации воспитания на развития личности – направленность на р ...

Руководство и организация классного коллектива
За период педагогической практики в МОУ лицей “Коммерческий” в 8 классе проведено 8 уроков по химии согласно тематическому планированию. № урока Тема урока Дата проведения 1 Предмет химии. Вещества   2 Правила техники безопасности при работе в кабинете химии   3 П.р.№1. Приемы обращения с ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru