Особенности воспитания детей игрой

Статьи об образовании » Особенности воспитания детей игрой

Актуальность ориентации личности в мире ценностей обусловлена социальной ситуацией развития современного общества, кардинальными изменениями в социально-экономической и общественной жизни страны. Переоценка ценностей, изменение их иерархической системы, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании вызвали к жизни новое педагогическое мышление и потребовали такого конструирования учебно-воспитательного процесса, которое отвечало бы запросам общества и самореализации личности.

Во всех развитых странах система образования опирается на возрастную периодизацию жизни человека. В каждой стране эта система имеет свою специфику. Но уже сейчас можно говорить об определённой выраженности основных ступеней систем образования свойственных многим странам, в том числе и нашей. Воспитание и образование играют важную роль не только в развитии и формировании отдельной личности, но и в развитии целого поколения. Но эти процессы должны происходить в условиях благоприятной среды, когда общество заботится о создании максимальных условий для всестороннего развития задатков и особенностях человека.

Каждое государство, считающее себя цивилизованным, заботится о подрастающем поколении. И наша страна не исключение. В России многоуровневый охват проблемы воспитания детей, в том числе и законодательный. В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка РФ», ст. 4: «целями государственной политики в интересах детей является содействие физическому, интеллектуальному, умственному, психическому, духовному и нравственному развитию детей».

Также в статье 7, гл. 1. Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» говорится, что педагоги, медики, психологи несут ответственность за воспитание. О сети дошкольных заведений говорится в Законе «Об образовании», ст.18.

В этом контексте значимым является вопрос об особенностях воспитания детей игрой. В настоящее время тема воспитания ребёнка весьма актуальна. В основном воспитание ребёнка происходит в семье, а также в образовательно-воспитательных учреждениях. Существует много методов воспитания и одним из них является воспитание в процессе игры.

В изучении этой темы нам помогают такие человековедческие науки, как: психология, социология, история. Психология позволяет понять, как в процессе игры у ребёнка развивается тип мышления, логика, воображение и т.п. Социология показывает, как по средствам игры ребёнок приобретает первые навыки общения. А в истории можно проследить этапы воспитания в различных эпохах.

Над данной темой работали Н.К. Крупская (она впервые в педагогике поставила вопрос о связи игры с трудом); Е.А. Радина (доказала значение дидактических игр и занятий для воспитания детей раннего возраста); Н.П. Аникеева (утвердила игры и занятия по знакомству с окружающим миром);

С.Л. Новосёлова (разработала игры и занятия с предметами-орудиями); Н. П. Волкова (раскрыла влияние образной игрушки на игры детей); В.А Гелло (определил роль игры в воспитании положительного отношения к школе); З.В. Лиштван (определил воспитание дружеских отношений в игре); А.С. Макаренко (утверждал, что игра и труд неразрывно связаны между собой); Б. П. Никитин (изучал особенности развивающих игр).

Таким образом, с одной стороны, вопросы правильной организации жизни детей с учётом их возрастных и индивидуальных способностей в процессе игры, организации игрового коллектива находятся в центре внимания общества и государства. Это подтверждают исследования учёных. Однако, с другой стороны, существующие проблемы (метод воспитания игрой не единственный) требуют их осмысления.

Данные противоречия определяют постановку проблемы исследования:

каковы характерные особенности игры как воспитательного процесса, роль и место игры в организации жизни детей дошкольного возраста.

Объект исследования:

дети дошкольного возраста;

Предмет исследования:

роль игры в организации жизни детей дошкольного возраста;

Цель исследования:

проанализировать и обобщить теоретические исследования и практический опыт в особенностях воспитания игрой; показать их значение в развитии педагогической практики на современном этапе;

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования;

2. Охарактеризовать воспитание как компонент педагогической науки;

3. Выделить особенности игры как метода воспитательного процесса;

4. Раскрыть роль игры в организации жизни детей дошкольного возраста;

Гипотеза исследования:

- мы предполагаем, что воспитание как компонент педагогической науки включает в себя 3 признака: целенаправленность, наличие определённой системы организации воспитательного процесса, соответствие хода процесса воспитания социально-культурным ценностям.

- особенностями игры являются: игра-учёба и труд; игра носит социальный характер; игра развивает фантазию и воображение.

- игра имеет важное значение в жизни детей, так как в процессе игры ребёнок получает знания, развивает таланты и волевые качества.

Методологическая основа исследования:

парадигмальный, личностно-ориентированный, акмеологический подходы к проблеме исследования;


Прочие статьи:

Историко-педагогический анализ развития гражданского воспитания школьников
В России содержание понятия «гражданин» менялось на протяжении длительного периода и в настоящее время в педагогической литературе не всегда можно найти его четко обозначенный смысл. Это можно объяснить тем, что гражданское общество в нашей стране находится в стадии становления и данное понятие инт ...

Подготовка и проведение констатирующего эксперимента
С целью определения уровня развития творческих способностей детей в дошкольном возрасте нами была проведена их диагностика у дошкольников ДОУ детский сад №33 с. Пышлицы . В эксперименте приняли участие 27 детей старшей дошкольной группы. Для исследования нами были использованы экспресс-методики В. ...

Краткая характеристика исследуемого объекта МБОУ Наримановского района СОШ №10
Название: МБОУ Наримановского района "Средняя общеобразовательная школа №10" (рис. 1. Приложения). Организационная форма ОУ: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение. Тип ОУ: Общеобразовательное учреждение. Вид ОУ: Средняя общеобразовательная школа. Организационная структура: Са ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru